Кентавры - полулюди-полукони из греческих преданий - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Кентавр - что это за существо и были ли кентавры на самом деле? Конь с лицом человека

У какого из мифических созданий тело лошади? и получил лучший ответ

Ответ от Ѐамиля Мусина[гуру]
Кентавры (др. -греч. Κένταυροι, ед. ч. Κένταυρος) в греческой мифологии - раса существ с головой и туловищем человека на теле лошади.
Кентавры (K e n t a u r o i) · дикие существа, полулюди-полукони, смертные обитатели гор и лесных чащ, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Их миксантропизм объясняется тем, что они рождены от Иксиона и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион (Pind. Pyth. II 21-48).
Кентавры живут на горе Пелион и сражаются со своими соседями лапифами (кентавромахия) , пытаясь похитить для себя жен из этого племени (Ovid. Met. XII 210-535). Особое место среди кентавров занимают два - Хирон и Фол, воплощающие мудрость и благожелательность.
После того как кентавров победил Геракл, они были вытеснены из Фессалии и расселились по всей Греции. Посейдон взял кентавров под свое покровительство. В героических мифах одни из кентавров являются воспитателями героев (Ясона, Ахилла) , другие - враждебны миру героев (Эвритион пытается похитить невесту Пирифоя, Несс покушается на Деяниру и является причиной гибели Геракла) .
Слово «кентавр» (др. -греч. κένταυρος, kentauros), или латинизированный вариант - «центавр» (лат. centaurus), традиционно возводится к словообразованию, состоящему из двух греческих корней: kenteo - колоть и tauros - бык, которое может интерпретироваться и как убийца быков или охотник на быков, и как погонщик быков или даже ковбой.
Известные кентавры:
Хирон - учитель Ахилла, Ясона и др. героев
Несс - виновный в смерти Геракла
Анкий - боролся с Гераклом во время его похода за Эрифманским вепрем
Агрий - боролся с Гераклом во время его похода за Эриманфским вепрем
Орей - боролся с Гераклом во время его похода за Эриманфским вепрем
Гилей - боролся с Гераклом во время его похода за Эриманфским вепрем
Фол - случайно поцарапался отравленной стрелой Геракла во время пятого подвига последнего и умер
Хомад - пытался обесчестить сестру Эврисфея Алкиону. Убит Гераклом
Пиленор - промывал рану от стрелы Геракла в реке, отчего река приобрела дурной запах
Крот (Кротос) - сводный брат муз, жил на Геликоне, стал созвездием Стрельца
Еврит (Евритион) - на свадьбе Гипподамии и Пирифоя попытался похитить невесту, из-за чего началась война лапифов с кентаврами

Ответ от Ўля Ширалиева [гуру]
кинтавр


Ответ от Stormbringer [гуру]
кентавр


Ответ от Капля [гуру]
У кентавров.


Ответ от Выдр (тот ещё) [гуру]
Кентавры [править] Материал из Википедии - свободной энциклопедии У этого термина существуют и другие значения, см. Кентавр (значения) . Кентавры (др. -греч. Κένταυροι, ед. ч. Κέ&


Ответ от Ольга Романова [гуру]
минотавр


Ответ от Кира [мастер]
Кентавры.


Ответ от Иван Разумов [гуру]
Собчак (голова это тоже часть тела)


Ответ от Евгений Мельников [гуру]
минотавр на двух ногах был с бычей головой и рогами


Ответ от Дмитрий косяков [эксперт]
кентавр


Ответ от Kolp [активный]
Хипогриф. Задняя половина - лошадиная, а передняя от хищной птицы. В Гарри Поттере (3 ч. что ли) хорошо его нарисовали.


Ответ от АЛЯ 102 [гуру]
Народ, ну вы даёте! Минотавр, кинотавр. аватавров насмотрелись...
попутавр


Ответ от саша новиков [гуру]
Кентавр


Ответ от *~IRENA~* [гуру]
Кентавр


Ответ от Альбина [активный]
Кентавр


Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: У какого из мифических созданий тело лошади?

Образ кентавра пришел в современный мир из древнегреческих мифов. Необычное сверхъестественное существо поражало своей дикостью и буйным нравом. Обитали эти герои мифов в дремучих непроходимых лесах и высоких горах. Из-за своей воинственности кентавры символизируют животную сторону человека.

Кентавр - кто это?

Несдержанность и небывалая жестокость - вот главное отличие кентавра, будучи огромным по размерам, это существо являлось воплощением мощи и могучей силы. Кентавр – это большое мифическое, сказочное создание получеловек-полулошадь. Живя стадом, они постоянно сражались с теми, кто жил по соседству, отрицали все проявления цивилизации и . На картинах, кентавров можно увидеть с богами виноделия Дионисом и любви Эросом. Это в очередной раз говорит, об их распущенности в любви и склонности к алкоголю.

Существовали ли кентавры?

Задумываясь, могли ли в реальном мире существовать подобные существа, прийти к единому мнению сложно. Плутарх, философ Древней Греции, как-то описал историю, как пастух передал ему жеребенка, которого только что родила лошадь. Необычным было то, что детеныш был с головой и руками человека. Получается, кентавры существовали, ведь Плутарх - это серьёзный философ, но вместе с этим, он очень он любил пошутить. Так что эта история может быть хорошим розыгрышем для потомков. Были ли кентавры на самом деле? Это вопрос остается загадкой, как и тайна египетских пирамид.


Как выглядит кентавр?

Во многих источниках описание этого необычного создания несколько отличается друг от друга. Кентавр - мифическое существо, которое вмещает в себя в два разных вида одновременно – человека и коня. Сходство с человеком отмечается в голове и теле до пояса, есть у кентавра человеческие руки, от лошади досталась тело, мускулистые сильные конечности, есть копыта и хвост. На лице кентавра написана грубость свойственная лишь животным, у них длинные волосы и густая борода, виднеются уши, как у коня.

Контрастного перехода между туловищем человека и коня нет, так как кентавры считались лошадьми гнедой масти, а человеческое тело их было загорелым на солнце. Принято считать, что кентавры были только представители мужского пола. А древние изображения показывают, что у них были гениталии как человека, так и жеребца. О кентаврах женского пола практически ничего не известно.

Как появились кентавры?

Мифология рассказывает, что эти необычные создания ведут свою родословную от царя лапифов Иксиона и его любовницы богини Нефелы. В результате этой любви в Пелефронийской пещере появились первые представители этого вида. На горе Пелион их воспитали нимфы, а достигнув зрелости, молодые кентавры вступили в связь в кобылицами. Так кентавр в мифологии начал свою историю.

Виды кентавров

Помимо классического облика существуют и другие вариации этих созданий. Но всегда сохраняются черты человека в совокупности с каким-либо зверем.


    КЕНТАВР — так называется существо, у которого тело коня, а вместо лошадиной шеи и головы — тело человека (по пояс). Удивительно, но во всех мифах указаны только кентавры-мужчины и ничего не сказано о кентаврах-женщинах.

    Названия этих полулюдей-полуконей мы помним еще со школьных времен, когда изучали Мифы Древней Греции. Они известны, как отчаянные и смелые воины, готовые сражаться, не отступая.

    Происхождение они имеют божественное, но боги, как и люди, бывает, не доводят дела до их логического завершения. Прародителями кентавров были Иксион и призрак Геры.

    В веках сохранились воинственность кентавров и чрезмерное пристрастие к вину. Что поделаешь, пьянство началось задолго до века технократии. Как видим, и потомки богов не были чужды некоторых слабостей.

    Самым известным из кентавров остается Хирон , тот, кто воспитал Ахилла, отважным и бесстрашным.

    Хирон известен своим доброжелательным отношением к людям, умом и мудростью.

    Это древние мифические существа!,-наполовину люди, на половину кони. Верх которого состоит из торса человека, низ — туловище коня, считается что эти существа впервые были упомянут в древнегреческой мифологии

    Согласно древнегреческим мифам — это Кентавр.

    Если кто смотрел сериалы Геракл и Зена — королева воинов (я одна из них), тот знает, что полулошадь получеловека называют Кентавр ам. У этих мифологических существ Голова и торс как у человека, а ниже пояса они как лошадь.

    Этот образ возник как плод фантазий людей, которые впервые увидели наездников на лошади, но сам не знали что на лошади можно ездить верхом. Вот они и подумали что это одно единое туловище, но никак не человек и лошадь в отдельности.

    В древнегреческой мифологии, эти дикие существа с торсом и головой человека на теле лошади, назывались кентаврами. Обитали они в лесных чащах и горной местности и обладали очень буйным нравом и были очень задиристыми.

    В древнегреческой мифологии описываются фантастические существа, которые имели торс человека, а остальная часть тела была крупом лошади. Такое мифическое существо называют кентавром . Кентавры были храбрыми воинами буйного и задиристого нрава.

    Эти Полулюди/Полукони мне известны с школьных уроков по зарубежной литературе, правильно выглядит так: по пояс внизу туловище коня, а верхняя часть тело человека, их считают полубогами из за внешности и бесстрашными из за их отважность, а называются они КЕНТАВРЫ.

    Мифологическое существо, у которого был лошадиное тело и человеческий торс называется кентавром. Ученые-историки предполагают, что прообразами этих существ послужили первые всадники, вероятно кочевники с севера Европы, появившиеся на берегах Эгейского моря еще в те времена, когда живущие там народы не знали лошадей. По своему мифологическому происхождению кентавры скорее полубоги, жившие в горах на севере Греции, иногда злобные, иногда мудрые, но всегда сильные. С ними воевал Геракл.

    Однако есть и другие существа. Например, святой Христофор иногда изображался человеком с лошадиной головой. Точного определения им нет, но в легендах многих народов они присутствуют.

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль...

А.Блок

Конь, лошадь играют важную роль во многих мифологических системах. Являются атрибутом (или образом) ряда божеств. Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений (кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы первобытного хаоса).

Конь в традиции многих народов почитается как священное животное. Он выступает необходимым атрибутом высших языческих богов и одновременно является хтоническим существом, связанным с культом плодородия и смертью. У славян (и не только у них) ряженые конём участвовали в календарных обрядах, в том числе, Коляде, Святках и т.д. «Словарь славянской мифологии» сообщает:
«...Конь одинаково считался детищем Белобога (стихия света) и Чернобога (стихия мрака), причем, доброму богу посвящался белый конь, а злому - черный. С разделением власти над миром и всеми явлениями его бытия белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику (сначала Перуну, потом Святовиду и, наконец, Светловиду-Яриле), черные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров - стрибожьих внуков. Солнце - это небесный конь, в продолжение дня обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью».

Коньки на крышах русских изб ставятся и по сию пору как знак солнечный, призывающий урожай, а следовательно, и достаток в дом. А в прежние времена при строительстве дома в фундамент закладывали коня, при переносе же дома череп его доставали из земли и зарывали под фундаментом на новом месте. Городскую стену ставили таким же образом.

В древнерусской языческой мифологии Конь - одно из наиболее почитаемых священных животных, атрибут высших языческих богов, особые существа, связанные одновременно с производительной силой земли (воды) и умерщвляющей потенцией преисподней. В Древней Руси считали, что конь наделен способностью предвещать судьбу, и прежде всего смерть, своему хозяину. В языческие времена коня хоронили вместе с хозяином.
Почитание коня в России было таково, что даже в христианские времена ему были установлены особые святые покровители и конские праздники. Покровителями лошадей считались св. Николай Чудотворец, свв. Флор и Лавр, св. Георгий Победоносец и св. Илья Пророк. Особые «конские праздники» отмечали в день памяти свв. Флора и Лавра и на вешний Юрьев день.

В индийских Упанишадах описан ритуал приношения коня в жертву богам. Подобное присутствует и в «Шатапатха-брахмане», «Ваджасанейи-Самхите» Яджурведы, где указывается на сотворение мира из частей коня при его жертвоприношении.

Поклонялись коням и зороастрийцы, в мифологии которых колесница бога Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. А громовержец Тиштрия, олицетворяющий Сириус, по преданию, каждый год спускается с неба в виде белого златоухого коня на битву с демоном засухи Апаоши, выступающем в образе коня чёрного, облезлого, безобразного. От исхода их сражения, по верованиям иранцев, зависело, будут ли дожди, следовательно, плодородие и сама жизнь.

В коми-пермяцкой традиции кони являются держателями земли: «На трёх конях земля держится: черном (вороном), красном и белом. Когда чёрный конь держит - на земле голод и мор, когда белый - на земле сплошные войны и смерти, когда красный - царит мир, спокойствие и благополучие».

В Китае лошадь олицетворяет небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование. В Японии богиня Бато Каннон, милосердная Великая Мать появляется либо в виде белой лошади, либо с головой лошади, либо в короне с фигурой лошади.

Буддизм считает коня символом неразрушимости, скрытой природы вещей. Крылатый конь Туча является одним из образов Авалокитешвары. Еще один крылатый конь, Пегас, представлен в античной мифологии. Он был сыном Посейдона и Медузы. Посейдон вообще считается творцом, отцом или дарителем лошадей. Однажды он преследовал Деметру, воспылав к ней любовью. Пытаясь ускользнуть, та превратилась в лошадь, но он принял облик коня и сумел добиться своего. От этого брака родился Арион, божественный конь, умевший говорить.

В римском пантеоне существовала позаимствованная у кельтов богиня-защитница лошадей по имени Эпона, связанная с плодородием, изобилием, врачеванием и в то же время - с культом смерти (выполняя роль проводника и стража умерших душ при переходе в царство мёртвых). У кельтов вообще немало было связано с лошадьми. В Ирландии и Уэльсе слово «лошадь» (ирл. Ech) присутствует в именах множества мифических персонажей, связанных с солнечным культом и потусторонним миром. Например, добрый бог Дагда носит имя Эохаид, Отец всех, а один из правителей фоморов зовется Эохо Эхкенд ("Эохо конская голова").

Богиня Эпона считалась небесной покровительницей лошадей. Она неизменно изображалась в окружении лошадей, часто с символами плодородия и изобилия. Эпона нередко отождествлялась с врачеванием, в частности - с водолечением. Кроме того, ее культ связан со смертью; считается, что она играла роль провожатого и стража, охранявшего души умерших при переходе в подземный мир.

В германо-скандинавской мифологии лошадь посвящена Одину, который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире. Тучи - это боевые кони Валькирий.

В христианстве конь символизирует Солнце, смелость, благородство. Он является эмблемой святых (Георгия и др.). Наконец, четыре коня Апокалипсиса - это война, смерть, голод и эпидемия.

Являясь символом Солнца или солнечного бога, конь постепенно стал атрибутом царской власти. Но как же может солярный символ быть связанным с культом смерти? Да очень просто: как Солнце совершает круговорот через дневную и ночную сторону мира, так и конь должен пронести своего всадника через смерть к новому перерождению, к новой жизни.

У народов Кавказа (абхазов, осетин и др.) конь участвует в похоронно-поминальных обрядах, в частности, его посвящают усопшему, обводя вокруг тела, вкладывая узду в руку покойного и надрезая ухо коню или выстригая волосы. В день поминок на ствол ветвистого дерева вывешивались круги нутряного сала животных и куски мяса, а под ним устраивали костёр. Всадники на скачках состязались в искусстве выхватывания из пламени костра сала и мяса, победителю вручался баран, которого тот приносил в памятную жертву. Впрочем, общеизвестны и обычаи конных игр на свадьбах, в календарных праздниках и т.д.

Не случайной является масть коня. В различных традициях можно заметить преобладание двух мастей: сивой и рыжей. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность - везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Так, греки приносили в жертву только белых лошадей; в Апокалипсисе смерть сидит верхом на "бледном коне"; в германских народных представлениях смерть является верхом на тощей белой кляче.

Конь олицетворяет необузданные страсти, природные инстинкты, бессознательное. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания. В сказках (например, у братьев Гримм) коню как обладающему качествами ясновидения часто поручалась задача своевременно предостерегать своих хозяев. Юнг считает, что конь выражает магическую сторону Человека, интуитивное познание.

Cамый важный и знаменитый ведийский ритуал - "жертвоприношение коня", ашвамедха. В его структуре видны элементы космогонического характера - конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует (т. е. воспроизводит) акт творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев, иранцев, греков и латинян.

Шаманская традиция:
Конь занимает совершенно особое место в шаманском ритуале и мифологии. Конь - прежде всего перевозчик душ и погребальное животное - используется шаманом в различных ситуациях как средство, помогающее достичь состояния экстаза. Известно, что типично шаманским атрибутом является восьминогий конь. Восьмикопытные или безголовые лошади зафиксированы в мифологии и обрядах германских и японских "мужских союзов". Конь является мифическим образом Смерти, он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой.

В течение всей истории лошадям приписывали дар ясновидения, который позволяет им видеть невидимую опасность. Поэтому их считают особенно восприимчивыми к заговорам ведьм. В прошлые времена ведьмы брали их ночью, чтобы отправиться на шабаш, они долго носились на них и возвращали на рассвете измученными и покрытыми потом и пеной. Чтобы помешать "скачкам ведьм", колдовству и сглазу, владельцы лошадей клали брелки и амулеты в стойла и прикрепляли медные колокольчики на их поводья. Во время охоты на ведьм верили, что дьявол и ведьма могли превращаться в лошадей

Единорог. Является одним из самых романтизированных образов и в различных культурах имеет различные названия, внешний вид и атрибуты. Одним из самых популярных воплощений единорога в современной западной культуре является белый конь с длинным, часто золотым рогом, растущим из лба. В восточной культуре единорога изображают как нечто среднее между лошадью и козой с конечностями парнокопытного и козлиной бородой. Японский единорог называется "кирин", а в Китае его зовут "ки-лин". Оба слова происходят от еврейского "ре"ем", что означает "один рог". Греческий историк Ктесиас писал в 398 году до н.э. о единорогах следующее: внешне он напоминает дикого быка, величиной с лошадь, имеет белое туловище, темно-красную голову, голубые глаза и один рог. Вероятно, такое описание появилось в результате красочных рассказов путешественников, которые представляли себе единорога как нечто среднее между диким быком, гималайской антилопой и индийским носорогом.

Рогу единорога приписывали различные волшебные качества. Например, возможность исцелять больных и раненых и даже воскрешать мертвых. На некоторых изображениях рог белый у корня, черный посередине и с красным острием. В одной средневековой сказке говорится о единороге, который опустил свой рог в отравленную воду, тем самым, очистив ее и, дав животным напиться. Вероятно, отсюда произошла традиция благородных и королевских семей пить из сосудов в виде рога единорога, тем самым, оберегая себя от опасности отравления.

В западной культуре единорог считается недоступным диким животным, в восточных, наоборот, ласковым и покорным существом.

Подобное мифологическое животное, которое называется индрик, есть и русском фольклоре. У индрика было два рога, он жил на святой горе и был повелителем всех зверей и владетелем вод.

Кентавры являются очень популярными мифологическими персонажами. От головы до бедер они имеют тело человека, а остальная часть - коня. Древние народы считали кентавров светлыми и добрыми существами, творящими добро. Исключением из этого стала греческая легенда, рассказывающая о нескольких кентаврах, которых пригласили на пир, где они перебрали вина и учинили битву, в результате которой погибло множество кентавров.

Самым известным кентавром был Хирон, который получил образование у Аполлона и Артемиды, и был прекрасным охотником, скотоводом, целителем и прорицателем. По легенде Хирон стал учителем великого воина Ахилла. Этот кентавр пользовался таким уважением у богов, что после смерти Зевс взял его на небо и превратил в созвездие стрельца.

Троянский конь был огромным полым деревянным конем, который помог грекам завоевать Трою. Троянский принц Парис полюбил красавицу Елену, жену грека Менелая, похитил ее и увез в свое царство. В отместку Менелай собрал огромное греческое войско и приступил к осаде Трое, которая длилась десять лет. Наконец хитроумному Одиссею пришла в голову мысль о том, как перехитрить троянцев. Он предложил изготовить огромного деревянного коня и забраться во внутрь греческому войску, перед этим сделав вид, что оно отбыло на родину, а оставленный конь - дар богам. Троянцы поверили, открыли ворота и затащили в город коня. Греки выбрались из него и захватили город. С тех пор выражение "троянский конь" является нарицательным названием, что означает "хитрость, уловка".

А сказочные кони («Золотой конь», «Сивка-Бурка», «Конёк-горбунок», конь Ильи Муромца, наконец)! Им подвластны пространство и время, присуща способность переносить героя не только на громадные расстояния - «выше лесу стоячего, ниже облака ходячего», но и между мирами. Кроме того, они преображают героя, который, например, пролезая из левого конского уха в правое, превращается из оборванца в царевича. К тому же являются верными спутниками, выручают даже после гибели, находя живую и мёртвую воду и т.п., а значит, помогают пройти и преодолеть смерть.

Давно прошли древние времена, да и те, в которые лошади были главным средством передвижения и основной тягловой силой - тоже. Нет, они не стали бесполезными, а красота облика и выразительность взгляда сохранили притягательность и для нас...

Гляди: вон там, на той скале - Пегас!
Да, это он, сияющий и бурный!
Приветствуй эти горы. День погас,
а ночи нет... Приветствуй час пурпурный.
Над крутизной огромный белый конь,
как лебедь, плещет белыми крылами, -
и вот взвился, и в тучи, над скалами,
плеснул копыт серебряный огонь…
Ударил в них, прожег одну, другую
и в исступленном пурпуре исчез.
Настала ночь. Нет мира, нет небес, -
все - только ночь. Приветствуй ночь нагую.
Вглядись в нее: копыта след крутой
узнай в звезде, упавшей молчаливо.
И Млечный Путь плывет над темнотой
воздушною распущенною гривой.

Животные, реальные, вымышленные или совершенно фантастические, всегда были важными персонажами легенд и мифов. Так культурная память человечества запомнила времена своей первобытной юности, в которой поклонение тотемным животным и отождествление с ними было важной частью религиозного сознания. Мифические лошади являются одними из наиболее ярких и распространённых персонажей, представляя собой не только наглядное воплощение красоты и благородства, но и символизируя различные инстинкты и добродетели.

Единорог: символ целомудрия в теории, генетический казус в реальности

Самым известным непарнокопытным в мировой мифологии является единорог, мифическая лошадь с рогом, растущим из середины лба. Единороги изредка встречаются в реальности – это отдельные представители различных родов непарнокопытных, у которых в результате мутации вместо двух рогов вырос только один. Например, несколько лет назад в Италии был обнаружен единорог – самец косули, у которого рог рос точно из середины лба. Известны ещё с первой половины прошлого века медицинские опыты по превращению животных в единорогов. Так как рога у непарнокопытных растут не прямо из черепа, а из специального нароста на черепе, то при пересадке этих наростов в центр лба возможно получение животного с одним рогом.

В античные времена единорог также считался реальным животным. Сообщения древнегреческих и римских авторов о единорогах могут иметь несколько рациональных объяснений. Во-первых, известия из дальних стран Востока или Африки могли сообщать об особях тех или иных рогатых животных, которые либо потеряли второй рог из-за превратностей жизни, либо явились образцами редкой мутации. Во-вторых, единорог в древности далеко не всегда представлялся как лошадь с рогом. В описаниях встречаются такие эпитеты, как «массивные ноги», «большой размер», «свирепый нрав», «толстая кожа» и тому подобные. Это наводит на мысль, что во многих случаях мог подразумеваться носорог – реальное животное с одним рогом, соответствующее приведённым выше описаниям.

Другое дело символическое описание единорога, особенно распространившееся в Средние века. Получив обрывочные легенды античного мира о единороге, в которых этот зверь связывался со служением Артемиде, девственной богине охоты и животного мира, средневековые мистики и романтики преобразовали их в новые мифы. В этих мифах единорог уже представал как лошадь с одним рогом, очень редкое животное райского происхождения (присутствовавшее ещё в Эдеме с Адамом и Евой), олицетворявшее целомудрие.

В связи с этим единорог в изобразительном искусстве стал неотъемлемым атрибутом Девы Марии, а легенды гласили, что укротить единорога может лишь девственница.

Рог единорога считался обладающим целительной силой, поэтому его стремились заполучить медики и алхимики. Для первых он был важен как средство от всех ядов, вторым он должен был оказать помощь в поисках философского камня. Любопытно, что на протяжении сотен лет в Европе активно торговали рогом единорога, за который выдавали длинный клык морского млекопитающего нарвала.

Снизу конь, сверху человек

Другой популярный мифический лошадиный персонаж это кентавр. Правда, в этом случае не нужно забывать, что в античной мифологии кентавры - это наполовину люди, наполовину лошади – существа с лошадиным крупом и четырьмя ногами и человеческими торсом и головой. По мнению учёных, появления представлений о кентаврах у южно-европейских народов связано со смутными воспоминаниями о первых контактах с северными племенами кочевников. Кочевники настолько тесно сроднились с лошадьми, что в восприятии других народов казались едиными и неразлучными с ними существами. Неудивительно, что в древнегреческой мифологии кентавры были воплощениями диких сил природы, тёмных страстей и инстинктов, не поддающихся контролю разума.

Поэтому в большинстве легендарных сюжетов кентавры играют отрицательную роль, вступая в борьбу с героями. Редкие примеры кентавров как положительных персонажей связаны с их функцией наставников для будущих великих героев. Например, учителем таких могущественных и почитаемых полубогов-полулюдей, как добытчик золотого руна Ясон и непобедимый Ахиллес, был кентавр Хирон. А вот могучий Геракл, например, постоянно враждовал с кентаврами и убил многих из них. Впрочем, к его мучительной смерти также оказался причастен кентавр, отравленная кровь которого и погубила Геракла. Также в отдельных мифах упоминаются кентавриды, то есть кентавры с женской человеческой «половиной», но нигде они не играют самостоятельной роли

Индусы, викинги, башкиры – все любили лошадей

Фигурировал в античной мифологии и другой конь – крылатый Пегас, любимец муз и посыльный Зевса, который доставлял верховному богу на Олимп стрелы-молнии, выкованные в жерлах вулканов богом-кузнецом Гефестом. В средневековой и современной геральдике Пегас, благодаря своей связи с музами, вдохновительницами искусств и творчества, и крылатому образу жизни, стал символом вдохновения, тяги к прекрасному, любви к знаниям, возвышенных мечтаний и стремлений. Есть летающий конь и в легендах кочевых народов Евразии. Так, в башкирских и татарских эпических сказаниях крылатый конь Тулпар является волшебным помощником и другом батыров (богатырей) в подвигах и приключениях последних. Тулпар не только может летать, он ещё обладает способностью говорить, пророческим даром и вызывать сильный ветер.

Мифические летающие кони относятся к весьма глубокому пласту человеческого сознания. Так, подобные персонажи имеются в сказаниях задолго до созревания античной цивилизации. Во многих сюжетах индуистской мифологии читатель может встретить Уччайхшраваса, белого летающего коня с семью головами, слуги Индры, одного из главных богов пантеона индуизма и ведизма. Помимо всего прочего этот семиголовый летающий конь обладал даром воскрешать умерших. В европейской религиозной культуре наиболее известен Слейпнир, восьминогий конь верховного скандинавского бога Одина. Благодаря быстроногому и прекрасному Слейпниру Один мог почти мгновенно переноситься из одного мира в другой, благодаря чему специалисты усматривают в этом коне функцию посредника между мирами.

Александр Бабицкий

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!