Круговорот снега на планете. Календарь фрирайдера

Определились чемпионы мира по фрирайду

На горнолыжном курорте Вербье в Швейцарии, на легендарной горе Bec des Rosses определились чемпионы мира по фрирайду. Перед 7000 зрителей фрирайдеры атаковали сложнейший 600-метровый склон и продемонстрировали великолепную технику и невероятные прыжки.

Победителями Freeride World Tour, состоявшим из 6 этапов, стали Орельен Дюкро (Aurélien Ducroz , горные лыжи, Франция), Мич Тёлдерер (Mitch Tölderer , сноуборд, Австрия), Жанет Харгин (Janette Hargin , горные лыжи, Швеция) и Анн-Флор Марксер (Anne-Flore Marxer , Франция/Швейцария).

Фото: J.Bernard, www.freerideworldtour.com

Заключительные соревнования проходили при отличной погоде, на свежевыпавшем снегу и под ярким синим небом. Лучшие фрирайдеры мира проложили свои маршруты на Bec des Rosses и удивили публику потрясающими элементами во время прохождения одного из сложнейших в мире склонов. По соображениям безопасности организаторы закрыли правую часть склона. Однако это не остановила райдеров: пробираясь через лабиринт скал и камней, лучшие из них добрались до самого большого уступа, что для многих и стало ключом к победе.

Орельен Дюкро, поразивший зрителей на этапе в Красной Поляне на Nissan Russian Adventure, в Вербье вновь покорил сердца публики и жюри. Несмотря на полученную недавно травму ноги, он мощно и быстро проехал по сложной траектории и совершил два великолепных прыжка. Этого хватило, чтобы выиграть не только награду в номинации “Xtreme”, но и весь чемпионат мира. Второе место занял швейцарец Самюэль Антаматтен. Третьим был фрирайдер из Франции Джереми Превост, оба первый сезон принимали участие в соревнованиях Freeride World Tour. Среди сноубордистов лучшими были австрийцы, доминирующие в этом сезоне. Чемпионом мира стал Мич Тёлдерер, а весьма талантливый Фло Орли (Flo Orley ), удачно выступающий в этом году, занял второе место. Знаменитый Ксавье де Ле Рю, неоднократно выигрывавший FWT, в четвертый раз стал лучшим в номинации “Xtreme”, и по результатам сезона показал третье место в туре.

У женщин первое место среди сноубордисток заняла Анн-Флор Марксер, до FWT она удачно выступала во фристайле и стала лучшей уже в первом сезоне (Анн-Флор получила wild card от организаторов соревнований). По результатам сезона австрийки Лиз Кристоферищ и Урсула Волшлагер показали второй и третий результаты.

Великолпное выступление показали и лыжницы. Жанет Харгин (Швеция), выступавшая в Кубке мира по горнолыжному спорту и на двух Олимпиадах, закончив карьеру в большом спорте, перебралась во фрирайд. И с легкостью выиграла FWT, в Вербье поразив зрителей красивой линией спуска и несколькими великолепными прыжками. Второй стала Энджел Коллинсон (США), третье – Янина Кузьма (Новая Зеландия).


Фото: www.freerideworldtour.com

В дополнение к денежным призам, все чемпионы мира по фрирайду получили новые кроссоверы NISSAN Juke.

Николас Хейл - Вудс (Nicolas Hale-Woods), основатель и организатор Freeride World Tour :
"Это был фантастический сезон и мы увидели серьезный прогресс. В будущем Freeride World Tour будет расти и меняться с той же скоростью, с которой растет фрирайд как спортивная дисциплина. Мы теперь хорошо известны и очень популярны, у нас есть большой потенциал - и мы с нетерпением ждем пятого по счету Тура, который состоится в 2012 году"

«Я должен выступить так, чтобы все пришли в ужас»

Фрирайдер Иван Малахов, единственный представитель России, сражающийся за звание чемпиона мира, вдохновенно рассказал о своём виде спорта.

Фрирайд – это безумие в его чистом виде. Занятие для сумасшедших. Спортсмены на огромных скоростях спускаются по девственным склонам гор, выполняя при этом всевозможные трюки. Может, они не хотят жить? А вот это вряд ли. По крайней мере, россиянин Иван Малахов, сражающийся за место на подиуме в Мировом туре Swatch Freeride World Tour 2016, оказался невероятно жизнерадостным и полностью вменяемым парнем. Прямо с Аляски он рассказал корреспонденту «Чемпионата», где в Смоленске найти горы, как ремонтировать пластиковые лыжи с помощью целлофановых пакетов, что нужно знать, чтобы спастись от лавины, и зачем нужно заставлять всех окружающих испытывать неподдельный ужас.

«Заливал лыжи жжёными пробками от шампанского»

– Иван, вы родом из Смоленска – вокруг нет высоких гор на сотни километров. И как же так получилось, что вы стали одним из лучших фрирайдеров мира?
– Начну с того, я на беговых лыжах катался со склонов местных холмов лет с шести. То есть горнолыжником, сам того не зная, стал ещё до того, как впервые увидел настоящие горные лыжи. Это было довольно странно. Что-то было внутри меня такое, из-за чего горнолыжные спуски меня всегда к себе влекли. Мне даже снилось, что в Смоленске есть какие-то необычные горы, крутые склоны. Гор я всё-таки не нашёл, но зато обнаружил в лесопарке довольно большую горку, на которой и катался.

Когда поворачивать становилось невозможно, брал целлофановые пакеты или пробки от шампанского и образовавшиеся в лыжах дыры заливал жжёным пластиком.

– И это всё ещё на беговых лыжах?
– Да. Когда я пришёл к тому, что стал прыгать дропы, лыжи стали ломаться. На горные я встал потому, что они не ломаются. Поначалу мне не понравилось: на беговых лыжах удобнее было, но потом осознал, что это даёт мне больше возможностей. В итоге начал работать над горнолыжной техникой. Выходит, катаюсь на горных лыжах с 16 лет – а это очень поздно. В этом возрасте горнолыжники, понимающие, что у них нет перспектив, уже заканчивают карьеру, поскольку понимают, что уже не будут чемпионами.

– Наверняка до сих пор помните свои первые лыжи?
– Конечно. У меня были очень старые болгарские лыжи, на которых катался года три, назывались «Младость». Я так много на них катался, что пластиковый «скользяк» в районе кантов просто стёрся. Когда поворачивать становилось невозможно, брал целлофановые пакеты или пробки от шампанского и образовавшиеся дыры заливал жжёным пластиком. Хватало его ненадолго, он крошился, выпадал, так что делать это приходилось почти каждый день. Так и катался – вечером заливал пластик, парафинил лыжи, а на следующий день шёл на склон.

– Горнолыжной технике вы обучались самостоятельно?
– Меня никогда не учил тренер. Просто дал пару советов – и на этом всё закончилось. Но, конечно, нельзя говорить, что я сам родил горнолыжную технику – смотрел по сторонам, пробовал повторить. У нас был горнолыжный клуб, была возможность кататься на горе с подъёмником, и это был главный стимул учиться. Я пользовался теми возможностями, которые у меня были, строил там сам себе трамплины, прыгал с них. В будние дни подъёмник не работал и я ходил по другим горам – пешком без разницы, где подниматься, так что выбирал склоны покруче. А потом понял, что в полёте можно какие-то трюки придумывать. Стал пробовать – и начало получаться.

– Родители не беспокоились, что вы себе шею могли сломать?
– Родители особо за меня не переживали: приглашал их на горку, они раз в год приходили посмотреть на полчаса – вот и всё. Поэтому разрешения у них не спрашивал. А вообще, к тому моменту, как начал делать трюки, прыгал по прямой много лет. Была выстроенная последовательность обучения. Сначала у меня было хорошее ОФП, потом годы горнолыжной техники, потом прямые прыжки, а в конце концов – трюки. Обычно люди получают травмы, когда перепрыгивают какие-то ступени. Современные горнолыжники иногда покупают лыжи для фристайла, идут и прыгают трюки, не умея толком кататься. Конечно, у них и риск травматизма выше.

«На велосипеде перетирал подшипники в колёсах»

– Летом местные склоны вас не отпускали? Отсюда и навыки велотриала, в котором вы тоже добились немалых успехов?
– Я всегда всё делал от души, для себя. И на велосипеде тоже очень любил кататься. Катался так много, что просто перетирал подшипники в колёсах. У меня ломался руль, рама – всё что угодно. И горным велосипедистом тоже стал, сам об этом не подозревая.

– Полагаю, навороченного горного велосипеда у вас тоже не было?
– Да, велосипед у меня был самый дешёвый – дорожный, советский, что-то типа «Минска». Мне с ним немного папа помогал, который работал на станции туристов. Мог отремонтировать что-то, заменить деталь, да и меня этому немного научил. А горные велосипеды, которые появлялись в 90-х годах, – это была для меня мечта.

– Трюки на велосипеде осваивали самостоятельно, как и горные лыжи?
– Об этом стоит рассказать подробнее. В 1997 году увидел, как один мальчик, когда подпрыгивает на велосипеде, как-то хитро давит на педали. Это называется банни-хоп, как я потом узнал. Стал осваивать этот элемент, на заднем колесе ездить – циркач такой! И только потом узнал из журнала, что преодоление препятствий на велосипеде называется велотриалом. Как-то мои упражнения увидела пара подростков. Объяснил им, что это, научил кое-чему. И эти мальчики взяли велосипед «Десна», заварили крепление, где он должен складываться и которое постоянно ломалось, приварили перекладину на раму, поставили прямой руль, как на горном велосипеде. И постепенно начали прыгать лучше меня. Один из этих мальчиков – Дмитрий Вавилкин – впоследствии стал участником Кубков России по триалу, способствовал проведению чемпионатов России в Смоленске. Любопытно, что я так повлиял на чужую жизнь.

– А вы не пробовали заниматься организационной деятельностью, собирать людей вместе, может, тренировать кого-нибудь?
– Пробовал. Основал смоленский экстрим-клуб, пытался развивать это движение, находить на это деньги. Мы сами варили перила, железные трамплины. Я думал, что это всё даст какой-то толчок, но в итоге всё шло очень туго. У меня даже была мечта горнолыжный склон в Смоленске построить. Но я по сути был ребёнком, и возможностей не было. А потом сосредоточился на своих собственных делах.

«Спуск – это выжимка всех ожиданий, переживаний и подготовки»

– Фрирайд как вид спорта ассоциируется с абсолютной свободой на горе. Так ли это на самом деле или ощущение обманчиво?
– Начну с того, что современный фристайл и фрирайд судить очень трудно. В спорте высших достижений очень трудно выделиться: уровень лыжников очень близкий. И победитель определяется по мелким, формальным признакам. Спортсмены, которые участвуют во фрирайде, стараются понять, что может понравиться судьям, и пытаются это сделать в рамках своего стиля катания и возможностей. Фрирайд – это, конечно, полная свобода. Но если ты просто съедешь по прямой с горы, то займёшь 15-е место. Ты должен набирать сложность, делать что-то такое, что, возможно, тебе не нравится.

– В чём состоят ваши сильные и слабые стороны?
– Я могу прыгать очень большие дропы и очень быстро ездить – и использую это преимущество. Другие лыжники ездят медленнее, но они прыгают трюки – так можно занять призовые места. От этапа к этапу критерии победы могут меняться. Например, на последних двух стартах первые места занимали лыжники, делающие трюки. А те, кто их не делал, вроде меня, остались в проигрыше. Но это моя проблема. Значит, я не сделал ничего такого страшного, чтобы быть лучше парней с трюками.

– Приходится ли на склоне бороться самому с собой, со своими страхами?
– Конечно, постоянно приходится себя переламывать. На Аляске просто съехал по прямой – и это был один из быстрейших спусков в моей жизни! Это всех поразило, а я преодолел себя. Раз от раза пытаюсь сделать что-то более сложное, более страшное и впечатляющее. Это усложнение элементов и есть преодоление себя.

– О чём думаете во время спуска - только о том, как и куда ехать?
– Вообще, участие в чемпионате мира – это огромный стресс. Я много раз участвовал в соревнованиях квалификационного тура – но это другое. А заставлять себя не нервничать – это очень трудно. Здесь просто нужно спокойно делать свою работу, но получается не всегда. На Аляске сделал отличный прыжок, проехал по прямой. Думал, что сделал самую важную часть, и осталось просто доехать до финиша. Такие мысли мне повредили: дальше ехал медленнее, чем нужно было, тем самым теряя баллы, а в конце ещё и упал. Это какая-то нелепица! Нужно было быть более агрессивным, собранным до конца. И так каждый раз, поскольку спуск, который длится несколько секунд – это выжимка всех твоих многодневных ожиданий, переживаний, подготовки. Нужно, чтобы всё сложилось.

Обычно я смотрю на склон и думаю, что бы сделать такого страшного, чтобы все пришли в ужас. Но всё надо делать разумно, я и сам жить хочу.

«Посмотрел где прыгал, и ужаснулся»

– Как фрирайдеры выбирают маршрут, по которому они поедут?
– Обычно мои соперники смотрят, где можно прыгнуть с кочки, чтобы набрать хорошие баллы. А я смотрю и думаю, что бы сделать такого страшного, чтобы все пришли в ужас. Но всё надо делать разумно, я и сам жить хочу. То есть у меня должна быть возможность упасть, если что-то пойдёт не так. В целом же пытаюсь выиграть соревнования, изображая на склоне что-то очень страшное.

– И сколько времени занимает разведка склона перед боем?
– Обычно всё очень просто: день просмотра – и ты стартуешь! На квалификационном туре дают час, иногда меньше. Но если ты стартуешь сотым, то у тебя есть часа три и возможность посмотреть на соперников. На Аляске было по-другому. Нам прислали фотографии в HD-качестве, и, когда нас привезли на гору, все примерно знали, куда поедут. Уже выбрали какие-то основные варианты, и стресса на старте было меньше.

– Цена ошибки при предварительном выборе маршрута высока?
– Когда спускаешься, гора выглядит совершенно иначе, чем со стороны. Почти всегда ты уже спускаешься и думаешь: «Твою мать! Всё совсем по-другому!» Бывают места, где просто нельзя проехать. Поэтому нельзя выбирать какие-то такие места, где есть вопросы, где можно остановиться. Сноубордист туда приезжает и всё, отстёгивает доску – это ноль баллов. С лыжниками похожее бывает, но им проще, они могут посмотреть и уйти пешком или траверсом, однако это сразу убивает оценку. Во фрирайде вообще нельзя останавливаться – за это очень сильно снижают баллы. Нужно ехать очень быстро и всё делать круто – зрителям это нравится больше всего. Правда, судьи не всегда с этим согласны: иногда для них лучше тот, кто притормозил, но проехал интереснее. Здесь нужен тонкий баланс между скоростью и сложностью.

– Вы на склоне делали что-то такое, что бы потом никогда в жизни не рискнули повторить? Что-то особенно дикое или страшное?
– Не припоминаю. Бывает, что ты ошибаешься при выборе маршрута и хочешь что-то переделать – но это другое. А так, чтобы я сильно испугался, – нет. Но здесь есть один нюанс: когда ты спускаешься, то едешь очень быстро, и пугаться просто не успеваешь. На соревнованиях порой действительно прыгал какие-то страшные вещи, которые в обычной жизни делать не стал бы. Зачем мне лишний риск? А на скорости нет времени думать – ты видишь, что высоко, но не успеваешь испугаться. Как-то в Австрии приехал на склон уже после старта, посмотрел, где прыгал и ужаснулся. Но в стрессе соревнований как раз и раздвигаются границы человеческих возможностей.

– Бывает ли так, что вы смотрите на выступления соперников и удивляетесь тому, что они делают?
– Конечно. В этом сезоне уже были такие суперпроезды. А в прошлом году Джереми Хайнц съехал по прямой. Со скоростью около 140 километров в час. Это нормально для горнолыжного скоростного спуска, когда едешь на специальных лыжах по гладкой, как стол, трассе. Но фрирайд – это совсем другое дело. А недавно Рене Баркеред прыгнул какой-то дикий 20-метровый дроп, причём через горизонтальную скалу, где нужно было очень далеко лететь в длину. Всё это выглядело просто ужасающе.

«Однажды я падал в лавине километр…»

– Какими качествами должен обладать фрирайдер мирового уровня?
– В первую очередь, конечно, нужно очень хорошо кататься на лыжах. И в это понятие входит очень много всего. Человек должен очень хорошо прыгать, владеть фристайлом, разными стилями катания. Иначе говоря, он должен обладать всеми навыками, а из них в конкретный момент выбирать нужные. У фрирайдеров нет рамок и ограничений, как у обычных лыжников. Во-вторых, важно хорошо ориентироваться на местности. Фрирайдер должен хорошо чувствовать рельеф горы, интуитивно понимать, куда ему ехать. И, конечно, должен уметь ориентироваться на горе, посмотрев на неё со стороны и понимая, что сверху она выглядит совсем иначе. Хороших фрирайдеров отличает то, что они, даже не видев гору со стороны, примерно могут угадать, где что можно делать, а что нельзя. И третий фактор – быть стрессоустойчивым, не нервничать и не бояться. Например, в случае схода лавины, если ты испугаешься, то просто попадёшь в неё и разобьёшься.

– Вам часто приходилось сталкиваться с лавинами?
– Много раз. Каждую зиму бывает хотя бы один случай. Это зимой было две небольших лавины. Один раз треснул склон – уехал в сторону. Другой – на меня сверху спустили струю снега, которая меня подхватила. Начал падать, но всё-таки сумел отъехать в сторону. Особого риска не было. Единственное, что помогает – ты всегда должен быть настороже, бояться лавин круглосуточно, ежеминутно, ежесекундно – это и позволяет уберечься. Когда выхожу на склон, то всегда думаю, что сейчас может пойти лавина, смотрю, откуда она может пойти, куда отъезжать. Так что в этих случаях был готов и особо не рисковал.

Когда спускаешься, гора выглядит совершенно иначе, чем со стороны. Почти всегда ты уже спускаешься и думаешь: «Твою мать! Всё совсем по-другому!»

– А бывали опасные для здоровья лавины?
– Бывали и опасные для жизни! Однажды падал в лавине километр и сломал левую ногу. При этом лавину тоже спустил кто-то сверху. Вроде оказался невинно пострадавшим, но всё-таки был виноват: не подумал за других людей – не предположил лавину.

– Фрирайд не входит в программу Олимпийских игр и вряд ли войдёт в ближайшие годы. Нет желания перейти во фристайл или горные лыжи?
– Да я уже старый. Если бы у меня в детстве была такая возможность, то занимался бы олимпийскими горными лыжами – это престижный вид спорта. А если говорить честно, то многие фрирайдеры – это фристайлеры-неудачники, у которых не сложилось, или они уже старые. Есть, конечно, и чистые фрирайдеры вроде того же Баркереда. А универсалов, способных успешно соревноваться в разных лыжных видах, немного. Кстати, были случаи, когда Мировой тур приглашал лыжников из Кубка мира, чтобы они приняли участие в одном из этапов. Их спуски, конечно, выглядят нелепо. Но лыжник уровня Кубка мира всё равно съедет с любой, даже самой сложной горы. Вот Дэрон Ральфс, например, был победителем этапов Кубка мира по горным лыжам, а в 36 лет перешёл во фрирайд. Катается сейчас, в фильмах снимается, у него всё отлично.

– Как оцените свои перспективы в Swatch Freeride World Tour 2016 перед финалом сезона?
– Сейчас борьба за высокие места не имеет значения. Заняв десятое место на этапе в Шамони, я выпал из этой борьбы. Тактика проста: есть пять этапов, худший из которых в зачёт не идёт. И ценой риска падения нужно стараться на каждом этапе быть в призах. Когда четыре раза попадаешь в призы при одном падении, то становишься чемпионом. А когда уже один раз стал десятым, то сам себя лишил возможности рисковать. Так что когда почти невозможно попасть в тройку, неважно, какое место займёшь. Важно было квалифицироваться на следующий сезон, и это уже сделал.

«Все одинаково рискуют, поэтому уважают друг друга»

– Какая гора в Мировом туре оказалась самой впечатляющей?
– Мнения разные: кого-то одна гора впечатляет, кого-то – другая. А меня все не впечатляют одинаково. Даже гора на Аляске… Она вроде бы лучшая, но ничего особенного в ней нет: короткая и препятствий немного. А в Австрии вообще 20 человек проехали одинаково. Представляете себе? 20! Это говорит о том, что гора не предлагала разнообразия вариантов. Самое смешное в этом, что я-то поехал по-другому, но мне дали только 14-е место за оригинальность – это глупо просто.

– Неужели в мире нет ни одной горы, которая вас впечатлила?
– Надеюсь, что меня впечатлит гора Бек-де-Рос в Швейцарии, где пройдёт финал. Это самая сложная гора в соревнованиях по фрирайду. Высота – 3300 метров, большая, очень крутая, вся в скалах, в камнях – выглядит страшно. Я ещё с этой горы никогда не катался, поэтому непонятно, что меня ждёт. То, что я с неё не катался, очень плохо для меня: чтобы бороться за призы, нужно обладать неким опытом. Я ведь только на старте пойму, как эта гора выглядит сверху. И, думаю, она должна меня поразить.

– Какие цели ставите перед собой на финал соревнований с учётом отсутствия опыта на конкретной горе?
– Всегда нужно ставить для себя самые высокие задачи. А это значит – бороться за самые высокие места, какие только позволяет ситуация. Иногда бывает так, что один лыжник весь сезон доминирует, и с этим ничего не сделаешь. А как самому стать таким лидером, пока не знаю. Многое в нашем спорте зависит от удачи. Хотя не верю ни в приметы, ни в суеверия, но иногда мне кажется, что против меня кто-то болеет.

– Неужели есть недруги среди соперников?
– Возможно. Но в целом здесь дружный коллектив, никто ни с кем не ругается, все занимаются одним делом, одинаково рискуют, поэтому относятся друг к другу с уважением. Так что призывы «показать америкосам на Аляске, что русские могут», которые иногда слышу, меня забавляют. Они все мои друзья, все хорошие ребята, так что ничего никому специально показывать не собираюсь. На Аляску пробился благодаря собственным усилиям. Когда я что-нибудь выиграю, все скажут, мол, Россия вперёд и так далее, но это ведь всё благодаря моим личным усилиям.

– То есть вы себя не ассоциируете со страной?
– Нет, я как раз большой патриот. Для меня это не пустые слова. Но дело в том, что никакой помощи от государства у меня никогда не было и нет. Я выступаю на соревнованиях за счёт своих спонсоров, а это просто продавцы одежды, горных лыж да другой экипировки, которые продвигают свои продукты. Знаете, в России вот принято с придыханием относиться к иностранцам, к тем же спортсменам, но ведь они-то же сделаны из мяса и ничем не лучше.

– Как думаете, ваш пример способен вдохновить ребят пойти на гору и заняться таким же экстримом или просто горнолыжным спортом или фристайлом?
– Напрямую, так чтобы кто-то подходил и говорил, что из-за меня начал заниматься спортом – такого не припоминаю. Но вообще, думаю, это возможно. Ко мне часто подходят сфотографироваться, каждый день пишут в социальные сети сообщения с вопросами, пожеланиями, в том числе и о том, что мой пример вдохновляет. Ведь мы действительно занимаемся популяризацией фрирайда, как вида спорта.

Перед началом горнолыжного сезона 2017/2018 мы решили взять интервью у профессионального фрирайдера и инструктора по горным лыжам и сноуборду с многолетним опытом, Григория Корнеева . У Гриши немало побед в соревнованиях по фристайлу и фрирайду за плечами, не один десяток выпущенных из горнолыжников и сноубордистов, а также путешествий в различных горных регионах России и Европы и съемок в медиа проектах. Гриша рассказал нам, что значат для него горные лыжи и фрирайд, где он любит открывать сезон и как его самое страстное увлечение в жизни стало работой, которая приносит удовольствие.

Что, прежде всего, для тебя «горные лыжи»? Что ты испытываешь, когда джибишь по перилам, участвуешь в соревнованиях или прокладываешь новую линию в больших горах?

То, что у меня получается лучше всего! Горные лыжи для меня - это работа, мое самое большое увлечение, хобби, спорт, физкультура, просто приятное времяпрепровождение, путешествия, друзья. Этот список можно продолжать бесконечно, но, главное, я не могу представить зиму без лыж. И неважно, где ты находишься, катаешь по перилам в пригороде мегаполиса, взрываешь пух в заснеженной Сибири или даже валишь по утреннему вельвету Розы Хутор на бритвенно-острых GS-когтях - я люблю все горные лыжи.

В прошлом году мы традиционно открывали сезон в Шерегеше, и это был старт одного из лучших сезонов лично для меня. За зиму, помимо Шерегеша, я успел побывать в Красной Поляне (где провёл большую часть сезона), потом были Архыз, Домбай, Приэльбрусье, Хибины (аж два раза) и г. Чусовой в Пермском крае, база олимпийского резерва. Какие тут могут быть ощущения, я просто пищу от счастья. Очень рад тому, что могу посвящать столько времени любимому делу.

Как давно ты катаешься на лыжах? С какого момента решил сделать это работой, а с какого стать профессиональным фрирайдером?

На лыжах я с 6 лет, родители катались и катаются, они и поставили меня на лыжи. В один прекрасный момент я понял, что местные горки (на Урале) себя исчерпали, и я обратил свой взор на горы Кавказа и Сибири (Шерегеш). Но где они, а где я? Стало очевидно, что необходимо жить в горах, потому как катать недельку-другую во время отпуска, вообще, не вариант. Так и вышло, после института уехал в Геш на сезончик и остался там на три.

Стать профессиональным фрирайдером? Наверно, и не решал, само как-то вышло. Просто для фристайла я уже старый, а для фрирайда в самый раз. В своё время я много участвовал в соревнованиях по фристайлу, были и победы, и подиумы. Но всегда было ощущение, что развиваться трудно. У всех топов во фристайле с акробатикой всё было хорошо (батуты, прыжки с вышки в бассейн), а я поздно начал, и акробат из меня, как из коровы балерина. С фрирайдом другая история - катишься себе под горку, объезжая деревья и скалы. Ну, подпрыгнешь иногда немного, главное, знать, что ты делаешь, и чувствовать лыжи.

Что такое фрирайд и как стать профессиональным фрирайдером? Как ТЫ стал им и какие дальше планы? Есть какая-то «планка»?

Фрирайд - это свобода, свобода выбора, отсутствие каких-либо границ и рамок. По сути, задан только общий вектор движения, а дальше - выбор из бесконечного числа вариаций. Снег и рельеф позволяют сделать уникальной каждую линию. Свобода выбора также подразумевает и полную ответственность за принятые решения. « Профессиональный» - хм, смотря что вкладывать в этот термин. Чтобы стать профессиональным, наверное, нужно набрать 100 000 подписчиков в Instagram. Но перед этим, как мне кажется, всё-таки, крайне желательно, много катать, и потом ещё катать, и ещё раз катать. Проще говоря, надо этим жить.

Расскажи кратко о своей работе инструктором, с какими группами по уровню приходилось работать, с кем больше нравится? Сколько лет ты уже преподаешь?

Официально я работаю инструктором с 2007 года, но и до этого не раз приходилось учить людей на домашней горке близ Екатеринбурга. В первые годы это была работа в Шерегеше, не с группами, а, в основном, с начинающими, которые приходят в школу на курорте. Полноценная работа с группами началась с момента знакомства со SnowPro. Естественно, поначалу были начинающие группы: « делаем пиццу» , « делаем спагетти» , коллеги меня поймут. Но по мере профессионального роста и совершенствования собственного уровня катания стал заниматься со спецгруппами в отдельных направлениях - фрирайд, фристайл.

И, кстати, я очень благодарен SnowPro за то, что она объединяет единомышленников из разных уголков страны и несёт своего рода просвещение людям, прививая достойную культуру катания на лыжах и досках, да и просто поведения в горах (в противовес до сих пор очень распространённому в России « долборайду» ).

В чем плюсы Шерегеша в ноябре-декабре? Какие будут основные направления Школы фрирайда с АльпИндустрией в Шерегеше?

Сезон в Шерегеше часто можно начинать в октябре, а гарантированный снег там лежит уже с ноября. Раньше в России вы не откроете сезон нигде (если говорить о полноценном катании с подъёмников по свежайшему пухляку). Ноябрь-декабрь для Шерегеша - это, пожалуй, самые снежные месяцы, лучшая каталка в это время. Несмотря на относительно малый перепад высот в Шерегеше, регион катания достаточно большой и разнообразный. Ещё не стоит забывать о том, что это начало сезона, и требуется раскатка. И Шерегеш со своим мягким рельефом для этого просто идеален.

Я рад сотрудничать с АльпИндустрией по одному из любимых мной направлений, а, именно, . Помимо обучения тактике и технике фрирайда мы планируем провести лавинную подготовку и вспомнить или научиться как обращаться с лавинным снаряжением. Навык просто необходим, если вы планируете кататься в больших горах, кататься с гидами и развиваться в этом направлении.

Расскажи о всех своих стартах и победах. Какое твое мнение о российских и европейских этапах по фрирайду? Это вообще можно сравнивать? Какие планы на старты в этом сезоне?

Пожалуй, это нереально написать список всех моих стартов, поэтому расскажу только про участие во фрирайд соревнованиях.

Первые соревнования по фрирайду, в которых я участвовал, были в 2008 году в Шерегеше (следующие соревнования по фрирайду были в 2015). Занял второе место и, наверное, впервые тогда оценил перспективы. Потом были соревнования в Красной Поляне, Хибинах, и все заканчивались на подиуме или где-то рядом. В этом году вообще карт-бланш сорвал, все старты выиграл. Кстати, в 2015 году участвовал в FWQ (Freeride World Qualifier), и, к своему позору, это мои единственные старты в Европе за всё время. Зарубежные райдеры очень круто «едут». Спорт с каждым годом набирает там популярность, и их уровень растет с бешеной скоростью. Много этапов разного уровня, большое количество разнообразных склонов, на которых проходят соревнования, огромное число участников. В России соревнования проходят лишь в Красной Поляне и Хибинах (склоны каждый год одни и те же), с прошлого года ещё добавился Мамай. Хорошо, что есть и это, но этого мало.

В этом сезоне надеюсь заработать себе на поездку в Европу и попасть на какое-то количество стартов. Традиционно рассчитываю принять участие в Поляне и Хибинах. Эти старты, по крайней мере, не требуют таких бюджетов, как европейские.

Как попасть на этапы FWQ (Freeride World Qualifier), как готовиться и какая конкуренция? И как дальше попасть на этапы FWT (Freeride World Tour)?

На FWQ Freeride World Qualifier попасть несложно, нужно зарегистрироваться на какой-нибудь этап с одной звездой, желательно не очень популярный среди райдеров и, заплатив все взносы, принять там участие. Если этап популярный, например Verbier Freeride Week , то вероятность попадания в списки участников резко снижается, так как первыми в эти списки попадают участники с очками (очки начисляются относительно места, которое райдер занимает в соревнованиях, и рейтинга соревнований). Сейчас в FWQ (если верить их сайту) почти три тысячи участников. Можно представить, какая там конкуренция! Лучшие райдеры FWQ по итогам сезона, набравшие наибольшее количество очков, попадают в FWT Freeride World Tour . Схема очень проста, но стоит как «крыло от Боинга».

Участвуй в FWQ* (с одной звездой), набирай очки, попадай на FWQ**** (четыре звезды) и побеждай, лучшие результаты сезона составят твой рейтинг и, вуаля, ты на FWT!

В каких Media проектах ты участвовал? Как ты попал команду Ride The Planet? Когда можно будет посмотреть фильмы с твоим участием?

В проект Ride The Planet попал по воле случая, мир не без хороших людей. RTP в этом году снимали в Архызе и Домбае, а из Красной Поляны туда можно очень быстро попасть на машине. К сожалению, снега в прошлом сезоне на Кавказ не насыпали, он был только в КП и Грузии. А всё, что находится дальше по хребту на восток, выглядело печально. Но в проекте был задействован вертолёт, что позволило нам найти интересные склоны и линии, плюс у организаторов всё в порядке со знанием региона, что резко повысило КПД всего процесса.

Проект снимался в очень сжатые сроки, на фоне плохой погоды и перманентно закрытого неба. До сих пор не могу понять, как всё удалось. В один из съемочных дней мы вернулись домой уже в темноте, простояв на вершине горы до заката в ожидании хорошего света для съемки (в тот день мы так и не проехали выбранные линии, а ушли обратно пешком, оставив склон нетронутым на будущий день).

Вообще, вся съемочная история - это отдельный разговор. По сути, ты не катаешься, а проводишь всё время в ожидании. В целом, процесс очень похож на соревнования, только снег лучшего качества. Совсем скоро будет презентован фильм «Дикий Снег» , который мы снимали в позапрошлом году, но потом производство было приостановлено из-за недостатка средств. Думаю, уже в октябре можно будет увидеть этот фильм , следите за новостями и не пропустите.

«День Фрирайдера» станет очень полезным фильмом , который поможет людям кататься более безопасно. Фильм пока в работе, съемки будут продолжены в будущем сезоне.

В этом сезоне 2017/2018 наша команда рада пригласить всех желающих на с такими опытными инструкторами как Григорий Корнеев, Юрий Шишкин, Кирилл Анисимов, Константин Либосан и Никита Печерский в Шерегеше, Красной Поляне, Приэльбрусье и Хибинах. Пока открыта запись на школу в Шерегеше для начинающих и продолжающих райдеров. Будет полезно и интересно!

Лично пообщаться с Григорием Корнеевым можно в социальных сетях на

Определены райдеры и обладатели wild cards Мирового фрирайд-тура, шесть этапов которого пройдут в этом году в России и мире. В сноуборде в числе первых шести участников рейтинга, который возглавляет Ксавье де ле Рю (Франция) - россиянин Геннадий Хрячков, в сезоне 2010/2011 занимающий пятую строчку в общем зачете.

Что характерно, лыжников - участников тура, квалифицированных для участия заранее, в два раза больше, чем сноубордистов. Это тем более интересно, что изначально Verbier Xtreme - соревнования, ставшие прародителем тура, начинались как исключительно сноубордические.

Еще одно грустное открытие года - в рейтинг не вошел любимец публики и спонсоров Кай Закриссон из Швеции, герой всевозможных фрирайд-фильмов 2010 года и друг детства Сверра Лилеквиста. В октябре Кай объявил о том, что решил расстаться с туром. "Я соревнуюсь уже 32 года, откатал на всех предыдущих этапах FWT, - говорит Закриссон. - В будущем сезоне решил более плотно заняться фрирайдом и съемками видео. Пора освободить место молодым: думаю, неплохие шансы у моего земляка Хенрика Виндстедта, а из новичков может блеснуть норвежец Торгрим Воле. А еще мы с другом Сверром Лилеквистом собираемся организовать Кубок райдеров (Rider"s Cup) в сентябре 2011 года в Чили - в нем команда Европы будет противостоять команде Америки. Также на очереди (осень 2011) - выпуск нашего со Сверром фильма "Très Bonne Equipe".

Еще из новинок тура: участие в соревнованиях примет один из ведущих сноуборд-фристайлеров Мартин Черник из Чехии, райдер Lib Tech и участник Олимпиады 2006. Ему уже 34 года - действительно пора заявить себя на соревнованиях "больших мальчишек", а не подростков.

Из прочего: в борьбу в сезоне 2010/2011 вступят многие прежние звезды FWT: Себ Мишо, Хенрик Винстедт и, конечно же, лидеры рейтинга - Кандид Тове (лыжи, неоднократный участник и победитель X Games) и Ксавье де ле Рю, также участник Олимпийских игр и призер чемпионата мира по сноубордингу. Будем надеяться, что зарубежный и наш снег будет благоволить всем райдерам - и особенно Гене Хрячкову!

Перед началом тура Геннадий ответил на пару вопросов "СЭ ЭКСТРИМ".

- В этом сезоне ты занимаешь пятое место в международном рейтинге FWT . Примешь участие во всех его этапах?

Да, собираюсь побывать на всех этапах тура - для сноубордистов их будет пять, исключен сноуборд-этап в США (Кирквуд). Это Шамони (Франция), Сент-Мориц (Швейцария), Красная Поляна (Россия), Фибербрунн (Австрия), финал в Вербье (Швейцария).

- На каком из европейских этапов, как ты считаешь, тебе будет более комфортно выступать?

Горы все любимые! Мне нравится Швейцария, Франция - европейские Альпы.

В свое время ты очень хотел покататься в Америке, и это желание сбылось. Как ты вспоминаешь Штаты в плане катания?

В общей сложности, впечатления об Америке приятные. Большая страна - небольшие горы, как выяснилось… После того, как стало известно, что этап для сноубордистов в США отменили, я был доволен: Америка - это долгая дорога, сложно добираться, небольшие горы. Кататься сложно в том плане, что как только выпадает свежий снег, его тут же укатывают (люди там занимаются фрирайдом всю свою жизнь).

В этом году соревнования в Красной Поляне пройдут в новом месте - на будущем олимпийском курорте "Роза хутор". Ты катался там?

Я только слышал о "Розе хутор", но ни разу там еще не был. Это место для всех станет новым - это клево, мне это нравится!

Участники Мирового фрирайд-тура (Freeride World Tour)

СНОУБОРД

Мужчины:
1. Ксавье де ле Рю (Франция)
2. Митч Толдерер (Австрия)
3. Мэтт Аннетс (США)
4. Дудс Шарле (Франция)
5. Геннадий Хрячков (Россия)
6. Орельен Рутен (Франция)


7. Макс Зипстер (Австрия)
8. Рафаэль Булле (Швейцария)


Мартин Черник (Чехия)
Энди Финч (США)
Джеймс Стентифорд (Великобритания)
Фло Орли (Австрия)

Женщины:
1. Алин Бок (Германия)
2. Сюзан Мол (США)
3. Натали Зенклюзен (Швейцария)

Райдеры, квалифицированные из FWQ Ranking 2010:
4. Вивиан Аарсен (Норвегия)

ГОРНЫЕ ЛЫЖИ

Мужчины:
1. Кандид Тове (Франция)
2. Хенрик Винстедт (Швеция)
3. Орельен Дюкро (Франция)
4. Жюльен Лопез (Франция)
5. Тим Даттон (США)
6. Рене Баркеред (Швеция)
7. Сверр лилеквист (Швеция)
8. Адриен Куйре (Франция)
9. Себастьян Ханнеман (Германия)
10. Штефан Хаусл (Австрия)
11. Себ Мишо (Франция)
12. Матиас Ханхолдер (Австрия)

Райдеры, квалифицированные из FWQ Ranking 2010:
13. Джереми Прево (Франция)
14. Матье Имбер (Франция)
15. Сэм Смути (Новая Зеландия)

Женщины:
1. Ане Эндеруд (Норвегия)
2. Джесс Макмиллан (США)
3. Жаклин Паасо (США)
4. Эва Волкнер (Австрия)
5. Янина Кузма (Новая Зеландия)

Райдеры, квалифицированные из FWQ Ranking 2010:
6. Пиа Вайлдмессер (Германия)
7. Жанетт Харгин (Швеция)

Постоянно действующие wild cards:
Марья Перссон (Швеция)

Подготовила Наташа Полетаева

Что такое фрирайд

Технически сложный спуск на лыжах или сноуборде с гор и возвышенностей за пределами проложенных трасс, часто вдали от горнолыжной инфраструктуры и области контролирования спасателями. Человек сам выбирает линию маршрута, стремясь найти максимально нетронутые снежные просторы и склоны с интересным рельефом. Фрирайд – от английских слов free – свободно, ride – кататься.

О возможности покататься по новым местам рано или поздно задумывается каждый горнолыжник и сноубордист после тщательного укатывания всех доступных трасс в период отпуска или каникул. И не удивительно, ведь так заманчиво выглядят опытные райдеры, вылетающие на огромной скорости откуда-то сбоку трассы. Или молчаливые люди с потертыми рюкзаками, с необычно широкими лыжами и с особенным взглядом как-то поверх или сквозь всего происходящего. Создается впечатление, будто они испытали нечто такое, что заставило их немного приподняться над суетой, вдохнуть какой-то особенный глоток воздуха, соприкоснуться с чем-то запредельно светлым и чистым.

Этот состояние возникает во время спуска райдера вдали от ухоженных трасс, длится мгновения и вызывает ощущения того, что человек живет. Обострены все органы чувств, полностью мобилизуется организм. Ощущение совсем недолгое – в длину спуска. Об этих переживаниях не любят говорить – их сложно сформулировать словами, потому что неизбежно что-то теряется, искажается. Это просто надо испытать, это очень личное. Но многие заболевают страстью к фрирайду и используют малейшую возможность, чтобы вырваться из круга привычных дел и рвануть на склон, ощутить полет, драйв и свободу.

С чего начать? Оттачиваем технику катания

Все профессиональные фрирайдеры сходятся во мнении, что получать удовольствие от внетрассового катания, сложного снега и рельефа можно только при условии уверенного владения техникой катания. Повышать свой уровень катания, отрабатывать различные элементы техники лучше на знакомом и удобном для вас склоне, постепенно перенося наработки на более сложный рельеф.

Для внетрассового катания нет какой-то одной универсальной техники – приходится применять все свои умения и наработки. Все зависит от склона, состояния снега, погодных условий и лавиноопасности. Фрирайд – это постоянная сосредоточенность, внимательность, физическая, умственная и психологическая работа. Нужно быть готовым к резким переменам рельефа, скорости, неожиданным неровностям.

Если райдер умеет держать баланс, контролировать скорость, не боится крутых склонов, то он очень быстро начнет кататься вне трасс.

Встречающиеся рельефы

Целина

Powder – самое желанное слово для фрирайдера. Мягкое, глубокое, быстрое белое облако снежной пыли – это и есть то лакомое состояние снега, которое дает ощущение, что ваш снаряд буквально плывет по снегу.

Часто поначалу, попадая в глубокий снег, лыжник приходит в замешательство, так как у него пропадает опора под ногами, ему не от чего оттолкнуться, чтобы сделать поворот. Особенно много хлопот может принести свежая некрутая целина для начинающего сноубордиста. Если райдер использует неподходящую технику катания и едет на низкой скорости, то легко можно упасть в снежный пух и потом уже будет очень непросто встать и заново стартовать.

Рекомендуется учиться кататься по такому снегу, начиная с комфортной неглубокой целины в 5-15 см, лежащей на твердой подложке. Будет привычно делать повороты и ощущать желанную мягкость снега, не бояться падений. Потом постепенно можно переходить на более глубокий снег-powder.

Снежная корка

Бывает двух видов – ветровая и изоляционная. Ветровая корка образуется под действием сильных ветров, переносящих с места на место и утрамбовывающих снежные массы. Корка, переходящая в наст, должна навести вас на мысль о лавиноопасности склона.

Изоляционная корка образуется под воздействием солнечных лучей чаще всего на южных экспозициях склонов.
Катание по такому снегу физически трудозатратно. Рекомендуется проходить такие участки на большой скорости, не забывая о хорошем контроле, поскольку в случае падений можно получить травмы.
Самым сложным условием катания считается комбинация леса и снежной корки.

Мокрый снег

Это весеннее состояние снега, раскисшего под горячими солнечными лучами. В таком снегу лыжи хуже скользят, поэтому можно использовать специальные смазки для плюсовых температур.
Весной повышается лавиноопасность. Поэтому нужно особенно тщательно выбирать места катания и принимать во внимание конфигурацию склона и время катания. Лучше не кататься на южных склонах во второй половине дня.

Лесная зона

Один из самых сложных рельефов для новичка. Если кажется, что деревья расположены слишком часто и близко друг к другу, то рекомендуется смотреть на просвет между ними. Если научитесь не обращать внимания на деревья, то обучение пойдет быстрее.

Также необходима серьезная физическая работа и повышенный контроль ситуации. Часто используются такие техники как прыжки, короткие резаные дуги с переменой амплитуды и ритма.

Частая ошибка начинающих райдеров – это уверенность, что в лесу не бывает лавин. Редкие деревья – не помеха снежной стихии, особенно на большом уклоне и в сильный снегопад. Если смотреть на горы из долины, часто можно увидеть на лесных склонах вертикальные зоны с впечатляюще погнутыми стволами деревьев – это последствия схода лавин.

Большая проблема в лесу – сложная ориентация, так как ограничена видимость. Есть вероятность выехать в места, откуда потом придется выбираться пешком – русла ручьев и распадки. Начинайте кататься по лесу только по знакомым склонам или с людьми, хорошо знающими местность.

Лучше кататься в горнолыжной маске для защиты от сучьев, застегивать все ремешки на рюкзаке и все карманы.

Ледники

Заманчивые просторы для катания. Однако ледники таят немало опасностей. Основные - это трещины открытые и самые коварные – закрытые снегом. Ледники год от года меняют свои очертания. Быть уверенным в безопасности места, на котором катались в прошлом году, достаточно легкомысленно. На ледниках нужно кататься либо с опытным гидом, либо со слаженной командой и иметь набор спасательного снаряжения для подъема человека из трещины.

Прыжки на разном рельефе

Это вершина мастерства фрирайдера. Рекомендуется начинать с небольших бугорочков на трассе. Перед прыжком изучить точку отрыва, точку приземления, потом только начинать движение. Точка приземления должна хорошо просматриваться и находиться на достаточно большой и не слишком пологой площадке.

Потом можно постепенно переходить на более сложный рельеф. Тренировки лучше проводить в хороший мягкий снег, чтобы максимально сгладить синяки от ошибок.

Все, кто планирует серьезно заниматься прыжками, лыжной акробатикой, рекомендуется проводить длительную подготовку перед горнолыжным сезоном на батутах, тренировать прыжки в воду, заниматься с опытными инструкторами, посещать специальные акробатические школы.

Правила безопасного катания


Список снаряжения для фрирайдера

  • Лыжи или сноуборд + ботинки. Начинать кататься фрирайд можно на любом снаряде, на котором вы чувствуете себя уверенно, к которому привыкли. Многое зависит от уровня катания и места, где вы собираетесь кататься.
  • Горнолыжная маска , которая защищает от ветра, снега, солнца, веток в лесу. В рюкзаке должна быть запасная маска на случай, если основная забьется снегом при падениях и будет запотевать.
  • Одежда , которая сохранит комфорт при частой смене активных движений и отдыха. Не даст замерзнуть и перегреться. В рюкзаке должна быть пуховка для непредвиденных ситуаций. Хорошие перчатки должны быть у вас в обязательном порядке.
  • Рюкзак объемом 25-30 литров с поясной и грудной застежкой. Хорошо, если будет возможность прикрепить лыжи/сноуборд к рюкзаку.
  • Лавинная лопата с одной или двумя звеньями.
  • Лавин щуп .
  • Аптечка – одна на всю группу.
  • Отвертка для регулировки креплений на снаряде.
  • Складной нож .
  • Скотч , лучше широкий. С его помощью можно быстро ремонтировать поломки.
  • Авалунг – система, позволяющая дышать при попадании в лавину.
  • Система с воздушной подушкой , которая помогает оставаться на поверхности лавины.
  • Веревка – для катания на ледниках, одна на группу.
  • Обвязка, карабины , альпинистская подготовка для того, чтобы вытащить друга, провалившегося в трещину ледника.
  • Связь – мобильные телефоны, рации . Также номера телефонов спасателей, частоты их позывных, записанные обязательно еще и на твердом носителе.
  • Бипер - лавинный датчик, который следует включить еще перед подъемом на гору. Необходимо иметь запасные батарейки. Бипером нужно научиться пользоваться заранее, так как шансы найти человека в лавине живым ограничиваются примерно 15-ю минутами. Обучаться лучше не самостоятельно по инструкции к прибору, а поучаствовать в практике по поиску, которую проводят большинство гидов.

Самые популярные места для фрирайда

Мест для внетрассового катания много – на любой запрос и кошелек. Кататься можно круглый год, перемещаясь в разные точки планеты.

Кто ищет снег, тот всегда его найдет!

Фрирайд - красивый и опасный вид спорта. Только опыт и хорошее знание гор смогут помочь в непредвиденных ситуациях во время катания. Любите горы, изучайте их, и катайтесь безопасно!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!