Наматывание шелковой нити. Цигун шелковой нити Цигун шелковая нить комплекс упражнений

Третья особенность: движения спиралевидны подобно наматыванию нити вперед и назад

В трактатах о гимнастиках приведены следующие требования.

1) Усилие-цзинь циркулирует как при вытягивании шелковой нити.

2) Усилие-цзинь циркулирует как при наматывании шелковой нити.

3) Пусть господин разворачивается и подбирается, но тысячи случаев не допускают отрывания от Великого предела.

4) Искусная рука в каждом движении образует Великий предел, след – как бы превращение завершения в возврат к отсутствию.

Из вышеприведенных четырех требований можно увидеть, что движения должны иметь форму вытягивания шелковой нити. Вытягивание шелковой нити представляет собой вращательный выход, и поскольку прямое вытягивается во вращении, естественно формируется некая спиралевидная форма, представляющая собой единство противоположностей изогнутого и прямого. Когда говорят об усилии-цзинь наматывания нити или усилии-цзинь вытягивания нити, то имеют в виду именно этот смысл. Поскольку в процессе наматывания вытягивают и поджимают четыре конечности, то, аналогично, может возникнуть спиралевидная форма. Об этом в трактатах о гимнастиках сказано: пусть разворачивается огромное движение или крайне ограниченное, ни в коем случае нельзя уходить от усилия-цзинь Великого предела, содержащего данное единство противоположностей. После чистой отработки такой круг наматывания нити становится все меньше по размеру, и когда он станет невидимым, сохранится чистое сознание. Господин Ян Шаохоу в поздние годы своей жизни разработал небольшой комплекс, в котором только виден выпуск усилия-цзинь фацзинь, но не видны движения усилия-цзинь. Это из-за того, что круг движений неразличимо мал, а конкретное проявление усилия-цзинь есть чистая работа над плотно свитым невидимым кругом. Так что спиралевидное движение, представляющее собой единство противоположностей прямого и обратного наматывания нити, образует третью особенность гимнастики «великий предел».

1. Суть движения усилия-цзинь как наматывания нити

Говорят о наматывании и вытягивании нити. В обоих случаях это спиралевидное движение. В то же время эти спирали должны быть и дугообразными линиями подобно тому, как пуля, вылетев из нарезного ствола, имеет собственное спиралевидное вращательное движение в воздухе и к тому же движется по параболической кривой. Усилие-цзинь наматывания нити должно иметь подобный характер.

Выше рассматривался смысл движения наматывания нити. Как же это выглядит реально? Если говорить крайне упрощенно, то, соблюдая требование «двинулось одно, движется всё», ладонь в своем перемещении или разворачивается изнутри наружу, или сворачивается снаружи внутрь, при этом образуется форма схемы великого предела (см. рис. 1). Указанные сворачивания внутрь и разворачивания наружу рассматривают по вращению указательного пальца. Так, на рис. 1 кисть идет от точки 1 к точке 2, при этом указательный палец разворачивается изнутри наружу, так что говорят о прямом наматывании, а когда кисть идет от точки 2 к точке 3, то указательный палец движется снаружи внутрь, так что говорят об обратном наматывании. В то же время, поскольку центр ладони поворачивается то внутрь, то наружу, это проявляется в сворачивании рук в запястьях и пр., ног в щиколотках и пр., корпуса в пояснице и позвоночнике. Прямое или обратное наматывание нити для ног определяют по направлению вращения коленных чашечек. А именно, когда коленная чашечка идёт от внутренней стороны паха вперед, разворачивается наружу и обращается косо вниз, наматывая, или идет от наружной стороны паха назад, поворачиваясь внутрь и направляясь косо вверх, наматывая, – это прямое наматывание. Когда же коленная чашечка идет от наружной стороны паха вперёд, сворачиваясь внутрь и, направляясь косо вверх, наматывая, или когда идёт от внутренней стороны паха назад, разворачиваясь наружу и направляясь косо вниз, наматывая, – это обратное наматывание. Соединение этих трех образует линию сворачивания, корень которой в стопах, главный канцлер – поясница, а кисти и пальцы в пространстве образуют вращательную кривую. Это необходимые требования тайцзи-цюаня.

Рис. 1. Схема прямого и обратного наматывания нити. а) Левая кисть наматывает нить, б) Правая кисть наматывает нить.

Примечания: сплошными линиями показано прямое наматывание нити, пунктирными – обратное; цифрами обозначены точки перехода.

Поскольку в трактатах о гимнастиках особо подчеркивается, что на тренировках, как при широком раскрывании, так и при подбирании с плотным сжатием, ни в коем случае нельзя уходить от усилия-цзинь великого предела, при котором в любой момент «переворачивают и поворачивают центр ладони» и «крутят запястье, вертят руки», это напоминает вращательное движение Земли по дуге вокруг Солнца, когда Земля в то же время вращается вокруг себя. Так что усилие-цзинь в тайцзи – это не плоский круг, а объемная спираль, идущая вверх. 2. Роль спиралевидного движения усилия-цзинь типа наматывания шелковой нити

Если во время занятий руки прямо вытягивают и прямо подбирают и не вращают ладонями, а ноги сгибают лунообразно вперед и садятся, но без сочетания с вращением влево или вправо, то может возникнуть такой недостаток, как «подпор и упирание» двух соревнующихся сил (см. рис. 2). Чтобы избавиться от этого недостатка, нужно использовать вращательное усилие. Поскольку радиус вращения меняется, то любое давление передается на ось вращения, а при вращении очень легко может быть опущено в пустоту и преобразовано. Это метод научного преобразования усилия-цзинь. Указанное действие хорошо видно на рис. 3.

Рис. 2. Схема движения по однонаправленной дуге.

Рис. 3. Схема движения при спиралевидном вытягивании нити.

Из-за спиралевидного наматывания нити данная гимнастика «великий предел» получила свое название. Это спиралевидное движение – особый вид движения китайского типа, редко встречающийся в мире. В области физкультурных тренировок оно может способствовать стимулированию нанизывания сустава за суставом (нанизывание звена за звеном – пятая особенность тайцзи-цюаня). Кроме того, оно приводит в область сочетания внутреннего и внешнего, когда «только двинулся – нет ничего не двигающегося». Это может оказать массирующее воздействие на внутренние органы и в то же время вызывает колебания психики – энергии, проявляющееся вовне, что оздоравливает и укрепляет кору головного мозга, и потому, в свою очередь, еще более укрепляются ткани и органы всего тела.

Кроме того, в области технических ударов роль наматывающего усилия-цзинь также велика. Сердцевина технических ударов в тайцзи – это работа над пониманием усилия-цзинь, включающая «знание себя и знание его» и «знание техники, знание позиции». Понимание усилия-цзинь можно разделить на две стороны. 1) Понимание собственного усилия, т. е. понимание усилия-цзинь собственных движений, приобретается при выполнении комплекса. 2) Понимание чужого усилия-цзинь, приобретается через «толкающие руки». Если хочешь познать других, то, прежде всего, должен познать себя. Таков процесс познания вещей, и чтобы это «познание себя» достигло высокой степени, необходимо работать гунфу так, чтобы «всё тело составляло единую семью». Последнее требует, чтобы сочетались внутреннее и внешнее, и на тренировках нанизывались сустав за суставом, и все это возникает в спиралевидных движениях наматывания шелковой нити. Отсюда следует, что и в области технических ударов усилие-цзинь наматывания нити также совершенно необходимо.

3. Виды и особенности усилий-цзинь наматывания нити

Усилие наматывания по своему характеру можно разделить на два основных вида. 1) Прямое наматывание шелковой нити, при котором центр ладони разворачивается изнутри наружу. Это, в основном, усилие отражения, показанное на рис. 1 сплошной линией. 2) Обратное наматывание, при котором центр ладони идёт снаружи внутрь. Большей частью оно относится к усилию-цзинь откатывания люй, на рис. 1 показано пунктирной линией. Эти два вида наматывания нити существуют на всех этапах движений в тайцзи и пронизывают его с начала до конца. Следовательно, во всех движениях взаимно переходят друг в друга два усилия-цзинь: отражения и откатывания. Это основные противоречия в движениях, и в то же время, переходя друг в друга. Они образуют единую основу. На базе этих наматываний в зависимости от различных направлений и преобразований выделяют также пять пар различно направленных наматываний нити (рис. 4).

Левое и правое вместе с верхним и нижним направлениями в сумме образуют целостное кольцо. Добавив сюда внутреннее и внешнее, из плоского кольца получим объемное. Это характерная особенность, присущая спиралевидным движениям тайцзи-цюаня.

Рис. 4. Схема 12-ти видов наматывания нити.

Кроме того, чтобы, тренируясь, понять до конца, что такое левое и правое, как соединить человека и нанизывание сустава за суставом, дабы все тело образовывало единую семью, дополнительно сочетают с большим и малым, наступлением и отступлением по двум противоположным направлениям наматывания, и этим удовлетворяют особые потребности оздоровления тела и технических ударов. В связи с этим каждый прием в тайцзи-цюане, основываясь на базовом прямом или обратном наматывании нити, должен иметь, по крайней мере три противоположны направленные нити наматывания и, объединяя их вместе, совершают движение. Только овладев этими правилами, можно добиться определенного основания для совершения дугообразных движений; тогда станет значительно легче как в освоении, так и в исправлении позиций. Если на тренировке почувствуешь, что есть какое-то место, где не получается форма и не приобретается усилие-цзинь, то можно, опираясь на то место, где наматывание нити прямо не проходит, добиваться прямого прохождения, и этим исправить форму. Следовательно, овладев наматыванием нити, получаешь средства для самостоятельного исправления. Ниже рассмотрим его роль.

1) «Руки-облака». Эта форма среди тринадцати форм единственная, где совершается большое наматывание нити влево и вправо, обеими руками прямое и обеими же руками обратное. В процессе движения основное наматывание нити кистями – это прямое наматывание, при котором центры ладоней идут изнутри наружу; оно переходит в обратное наматывание с движением снаружи внутрь, его направленность в наматывании – влево-вправо, вверх-вниз и чуть-чуть внутрь-наружу. Влево-вправо и вверх-вниз – это плоский круг, и если дуга окружности идет чуть-чуть внутрь и наружу, то может образоваться объемное кольцо из пространственной кривой. Этим добиваются такого эффекта, как приклеивание энергии к хребту.

2) «Белый журавль сверкает крыльями». Основное наматывание нити в этом движении – одно прямое и одно обратное, что в комплексах встречается довольно часто, направленное наматывание – левое-правое, верхнее-нижнее и внутреннее-внешнее. Поскольку движутся один раз прямо и один раз обратно, левая кисть направляется внутрь и вниз, образуя обратное наматывание, а правая кисть идет наружу вверх, образуя прямое наматывание. Объединяют эти два движения, и требуемое соединение рук образует «раздельное кольцо отражения с правым прямым или левым обратным», где правая идёт вверх, а левая вниз. Взаимное соединение рук /плеч/ представляет собой следующее. Во время выполнения движений руки связаны друг с другом как будто бы верёвкой: стоит двинуться одной, вторая тоже движется следом, так что верёвка сохраняет натяжение. При этом руки все время разведены, но во всех движениях от начала до конца сохраняется усилие-цзинь отражения.

Вышеприведенные примеры показывают, что хотя в тайцзи-цюане видов форм очень много и переходы между ними различны, однако, анализируя основные нити наматывания, их можно свести к крайней простоте. Следовательно, в формах сочетаются только три вещи: двойное прямое наматывание, двойное обратное наматывание и одно прямое, одно обратное наматывание нити. Если таким образом постоянно анализировать и копировать приемы, которые регулярно выполняешь, и составить таблицу, то получишь основание для собственных тренировок. На базе этого основания можно разобраться в усилиях-цзинь и добиться выполнения таких требований, как «внутреннее и внешнее взаимно сочетаются» и «сустав за суставом нанизываются-пронизываются», а также на базе повышения упругости добиться правильного выполнения форм.

4. Овладевание спиралевидными движениями

На основе третьей особенности тайцзи-цюань получил свое название, ее роль рассмотрена выше. В связи с этим предшественники в помощь последователям, желающим овладеть ведением усилия-цзинь наподобие наматывания нити, в книге «Теория тайцзи-цюаня» («Тайцзи-цюань лунь») описали специальную теорию, как обобщенный результат практикования движении усилия-цзинь. Так, в первой части теории описано усилие наматывания нити. Чтобы овладеть третьей особенностью, нужно лишь тренироваться; сопоставляя с этой частью. Постоянно контролируя свое выполнение комплекса, можно добиться правильного выполнения поз и движений. Рассмотрим это поподробнее.

1) Третьей особенностью овладевают исходя из психической реальности.

а) « Одно поднимание, одно движение, всё тело должно быть легким и подвижным ». Если удастся поднять настроение, то это позволит избавиться от забот. Таков способ добиться состояния легкости. Если мысль-энергия может быть подвижной и сменяемой, то она не застопорится в какой-то точке. Таков способ добиться подвижности. Первый момент в овладевании усилием-цзинь наматывания нити заключается в том, чтобы в процессе движения этого усилия во всем теле были легкость и подвижность, только тогда можно создать хорошие условия для движения наматывания нити.

б) « В движениях сустав за суставом должны нанизываться-пронизываться ». При циркуляции усилия-цзинь, напоминающем наматывание нити, необходимы легкость и подвижность, особенно необходимо нанизывание. Это важное звено в движении усилия-цзинь, которым нельзя пренебрегать во время учебы. Подробнее об этом будет сказано при рассмотрении пятой особенности в этой же главе.

в) « В психике должны возбуждаться колебания, энергию следует подбирать внутрь ». В психике и энергии могут возбуждаться колебания, а можно их подбирать внутрь. Об этом в трактатах о гимнастиках говорится: «Если хочешь, чтобы в психике и энергии возбуждались колебания, то сначала нужно поднять настроение, и психическая энергия не рассеется снаружи». Если сердечными мыслями не удается пронизать движения, и возникают посторонние мысли, приводя к глупым мыслям и закостенелому психическому состоянию, то нелегко возбудить колебания в психике, а энергию невозможно подобрать внутрь посредством сердца, в результате чего сила энергии ци рассеивается, усилие-цзинь не сохраняется, способы для тела становятся путаными. В связи с этим необходимо, прежде всего, чтобы исходящие из сердца мысли во что бы то ни стало безостановочно, волна за волной проникали в движения, тогда в психике сами собой возбудятся колебания. Кроме того, движения должны сочетаться с грудным дыханием. Поскольку в психике возбуждаются колебания, энергия сама подбирается и не рассеивается, а когда она не рассеивается, то можно руководствоваться психикой и в то же время возбуждать колебания.

Подводя итоги рассмотрения вышеуказанных трёх требований, можно сказать, что такой принцип, как: «движения усилия-цзинь лёгкие и подвижные, нанизываются одно на другое, в психике-шэнь и энергии-^и возбуждаются колебания, и они подбираются внутрь» служит практическим фактором, необходимым для овладевания усилием наматывания нити.

2) Овладевание третьей особенностью, различая усилия-цзинь.

а) « Не допускать появления зон с дефектами ». Когда используют усилие-цзинь наматывания шелковой нити – что прямое, что обратное – на горбе спирали (в движениях восьми усилий-цзинь), т. е. на лукообразной поверхности спиралевидного контакта, недопустимо, чтобы то возникал лукообразный горб, то впадина. Это часто встречающийся недостаток. Если попадаешь в дефект, то не только ослабляется усилие отражения, но в то же время может потеряться такая особенность в наматывании нити, как потирание моца. Следовательно, если есть дефект, то усилие-цзинь не может достигнуть спиралевидной поверхности контакта и, соответственно, теряется связующая роль движения усилия наматывания нити (рис. 5).

б) « Не допускать появления зон с впадинами и выступами ». На линии движения усилия наматывания нити по всей ее длине должна соблюдаться плавность, образующая прямо следующую форму.

Рис. 5. Схема наматывания нити с дефектами.

Одновременно требуются мягкость и хорошая упругость – это один из способов избавления от впадин и выступов, т. е. при выпуске усилия-цзинь фацзинь необходимы махи, напоминающие движения мягкого кожаного бича. При этом корпус и руки отпускаются на растяжение, всё тело напоминает надутую газом шину и при контакте с предметом возникает высокое или низкое приклеивающее действие. Если же при движении усилия-цзинь появились впадины или выступы, то это рождает углы, ведущие к такому недостатку, как подпор, и, соответственно, утрачивается роль спиралевидного вращательного движения (рис. 6).

Рис. 6. Схема вытягивания нити с впадинами и выступами.

в) « Не допускать появления зон с разрывами непрерывности ». Во всем процессе наматывания нити, как при прямом, так и при обратном наматывании нужно наматывать до конца. Так называемый «конец» представляет собой точку опускания какого-то усилия-цзинь, проявляющегося в данной форме, или же место перехода к следующей форме (точка опускания лодянь – участок воздействия усилия-цзинь). Когда достигают этого места и сменяют наматывание, то усилие-цзинь соединяется со следующей формой. Усилие не прерывается, но и не должно продолжаться (смысл этого подробно рассмотрен в шестой особенности.). Если наматывают до половины пути и усилие прервется, а потом, подсоединившись, продолжится – это недопустимо. Поскольку при наматывании нити возник обрыв, это значит, что появился промежуток, из-за которого исчезло не только тянущее усилие, но и возникла позиция, которой может воспользоваться противник. Следовательно, при движении усилия-цзинь методом наматывания нити это недопустимо (рис. 7). Кроме того, хотя при выпуске усилия-цзинь возможно прерывание следования, но все же нужно соблюдать требование: «усилие прерывается – мысль не прерывается, мысль прерывается – психический настрой может соединить». Т. е. после так называемого прерывания может быть восстановлено соединение.

Рис. 7. Схема прерывания, которое недопустимо при наматывании нити. 1 – медленное, 2 – быстрое, 3 – ускорение, 4 – на этом участке прерывание недопустимо, 5 – участок перехода со складкой.

Подводя итоги рассмотрения трех принципов процесса наматывания нити, мы видим, что при движении усилия-цзинь ни в коем случае недопустимы прогибы, впадины и выступы и прерывание движения. При наличии одного из этих недостатков необходимая роль усилия наматывания нити не проявится. При обучении нельзя пренебрегать этими моментами. Чтобы легче освоить гимнастику, в первую очередь необходимо знать следующее.

а) Усилие-цзинь наматывания нити послужило основой для того, чтобы дать название гимнастике «великий предел». Без наматывания нити невозможно побудить усилие-цзинь ходить вокруг тела, сустав за суставом, поднимаясь вверх, образуя целостную единую энергию.

б) Следует знать, что требование «нанизывания» говорит не только о том, что усилие-цзинь проходит через суставы, но и о том, что оно проходит через зоны мышц выше и ниже суставов. В этом заключается роль спиралевидного наматывания нити.

в) В тайцзи-цюане существует одна пара основных наматываний нити и пять пар разнонаправленных наматываний нити. Знание об этом служит наилучшим средством для преподавания и изучения данной гимнастики.

г) Если есть движение усилия-цзинь наматывания нити, то оно может быть реализовано только при условии легкости, подвижности и нанизывания. При этом для психики и энергии необходимы возбуждение колебаний и подбирание внутрь.

д) В движениях усилия-цзинь наматывания нити не должны появляться три недостатка: прогибы, впадины и выступы и прерывания.

Из книги Тайцзицюань. Искусство гармонии и метод продления жизни автора Ван Лин

Из книги Жизнь как матч автора Платини Мишель Франсуа

«Вперед, Мишель, вперед!» Моя жизнь в футболе начинается 2 мая 1973 года. Мне семнадцать лет… и триста шестнадцать дней. Суббота. В Нанси, к стадиону «Марсель-Пико» стекается громадная толпа, тысяч десять лотарингцев, возбужденных до предела обещаниями увидеть сегодня

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

2.5.1. Особенность преподавания дзюдо в России Для того чтобы высказать точку зрения авторов на особенности преподавания дзюдо в России, целесообразнее привести цитаты из работы Г. Пархомовича «Основы классического дзюдо» (1993):«У нас чаще всего хороших результатов

Из книги Китайское искусство владения мечом. Руководство по тай-цзи цзянь автора Юнь Чжан

Из книги Бойцовский клуб: боевой фитнес для мужчин автора Атилов Аман

Наклоны туловища вперед и назад Техника выполнения: из исходного положения ноги на ширине плеч выполняйте попеременные наклоны туловища назад и вперед. Фото 23. Наклон туловища назад Фото 24. Наклон туловища впередХарактер воздействия: разогревание мышц туловища.Важные

Из книги Нин-дзютсу 4. Завещание воинов-невидимок. автора Хайес Стивен К.

Глава третья Плавные движения Быстрый кулак, сильный удар стопой - все многочисленные приемы - это только первый шаг на пути к непобедимости. Почему же столь многие слишком быстро готовы прекратить обучение и обрубить корни, хотя они едва стали на тропу. Как только

Из книги Секретные техники Тайцзи-цюань стиля Чэнь автора Цзячжэнь Чэнь

Первая особенность: движения мысли и энергии управляются мозгом В трактатах о гимнастиках приведены следующие требования:1) С помощью сердца ведут энергию, нужно командовать, глубоко погружаясь, тогда сможешь собрать-подобрать, проникнуть в кости. 2) С помощью энергии

Из книги Йога для всех. Руководство для начинающих автора Панина Наталья Андреевна

Вторая особенность: упругие движения корпуса и конечностей при отпускании на растяжение Трактаты о гимнастиках указывают:1) В пустоте ведут макушечное усилие-цзинь; ци погружают в поле пилюли.2) Вбирают грудь и растягивают спину, погружают плечи и свешивают

Из книги Спортивные аттракционы автора Неробеев Виктор Николаевич

Четвертая особенность: корпус стоит выровнено по центру, верх и низ друг за другом следуют, движения содержат пустое и полное В трактатах о гимнастиках приведены следующие требования.1) Мысль-энергия должна, сменяясь, приобретать подвижность, тогда будет иметь место

Из книги Хоккей. Родоначальники и новички автора Тарасов Анатолий Владимирович

Пятая особенность: в движениях сустав за суставом пронизываются и нанизываются, так что поясница и хребет ведут голову, внутреннее и внешнее взаимозакрываются В трактатах о гимнастиках приведены следующие требования.1) Поясница и хребет – главный канцлер. Одно

Из книги Тайский бокс: программа для высших учебных заведений по тайскому боксу автора Цинис А. В.

Шестая особенность: движения связанные и непрерывные с образованием единой ци В трактатах о гимнастиках приведены следующие требования.1) Движения туда и обратно должны иметь излом и смену. Наступление и отступление должны иметь переворот.2) Подобрав, тут же отпускают,

Из книги автора

Восьмая особенность: от медленного к быстрому, от быстрого к медленному, движения с разделением на быстрые и медленные Смысл быстрого и медленного в трактатах о гимнастиках двоякий. Первое – продолжительность выполнения формы. Например, А выполняет за 12 минут, а Б – за 15

Из книги автора

Из книги автора

Вперед-назад Участники становятся парами спиной друг к другу и захватывают партнера согнутыми в локтях руками.По команде руководителя пары устремляются к флажку, находящемуся в 5-8 м от линии старта-финиша. Достигнув флажка (отметки), возвращаются. На первом этапе один

Из книги автора

Все нити игры У центрального нападающего функции в хоккее особые. Это ключевой игрок, определяющий действия звена, рост мастерства партнеров.Однажды в конце 80-х годов я был приглашен в Канаду. В городе Ванкувере на базе местного университета состоялся симпозиум тренеров.

Из книги автора

2 Особенность тайского бокса Каждая схватка начинается с церемониального танца вай кру. Значение его богато и разнообразно. Это и демонстрация почитания и благодарности за любовь и заботу стране, родителям и учителям, и своеобразная разминка для рук, ног и мышц корпуса,

Выстраивание тела включает в себя постановку ног (укоренение – порождение внутреннего потока и расширение поля внутренней энергии), постановку спины (формирование направленности внутреннего потока), постановку головы и рук (завершение внутреннего потока).

Порождение внутреннего потока начинается снизу, от Земли. От того, как поставлены стопы, колени, бедра, зависит положение всего тела и интенсивность восприятия восходящих от Земли потоков энергии.

При правильной постановке ног в них и во всем теле естественно вырабатывается собственная энергия и соответствующее внутреннее усилие, которые в дальнейшем питают весь организм. Такой процесс порождения энергии и распространения внутренней силы напоминает питание дерева от своих корней, отсюда и его название – «укоренение».

Укоренение, процесс очень важный во всех даосских практиках, является основой накопления внутренней энергии и появления новых глубоких внутренних состояний, возникающих в результате такого накопления.

Тонкое энергетическое питание внутренних органов (печени и селезенки, почек, желудка и желчного пузыря) связано с упражнениями по укоренению, так как сухожильно-связочные меридианы этих органов, проходящие по ногам, получают мягкое и гармоничное стимулирующее воздействие. Боевая сила Тайцзи – плотная сила – зависит от укоренения очевидно . Когда мы в состоянии контролировать ситуацию и направлять поток событий по нашей воле, то обнаруживаем наполненность низа живота и уверенную устойчивость позы тела. В обычной жизни изо дня в день мы оказываемся в состоянии укорененности в момент ощущения чувства равновесия и спокойной силы, когда обнаруживаем себя уверенно и спокойно стоящими на Земле.

Как правило, осознание и развитие этих состояний требуют времени, а начинаем мы всего лишь с точной постановки стоп и небольшого приседания. В ногах возникает целый набор особых, возможно незнакомых ранее, ощущений. Необходимо обращать на них внимание, так как это признаки возникновения внутреннего процесса. Прежде всего, это ощущение опоры на полную стопу, натянутых сухожильно-связочных линий и ощущение все возрастающей наполненности и разогрева ног от стопы до бедра.

Скорее всего, сперва стоять будет тяжело. Поэтому вначале достаточно 10-15 минут упражнения. По мере укрепления связок и тренировки всех соединительных тканей стойка будет все уверенней, а в какой-то момент существенно изменится восприятие: возникнет совершенно новое, особенное ощущение связи с живым Телом Земли. Этот момент может быть отмечен своеобразным «толчком» исходящей от Земли силы, которая мягкой волной «омоет» все точки тела снизу вверх. Тогда будет легко выполнять это упражнение в течение 45-60 минут.


Чтобы не растерять, а направить эту силу на работу внутри организма, необходимо научиться правильно, то есть прямо, собранно и расслабленно, держать «ствол» нашего «внутреннего дерева» - позвоночник – для подъема внутренней силы в покое и в движении. И одновременно правильно, то есть расслабленно и собранно, держать в покое и в движении грудную клетку – для сохранения силы и энергии внутри.

Состояние (правильное положение, подвижность и сила) позвоночника, особенно поясничного отдела, определяет возможность передачи внутреннего усилия из ног в руки без потерь, то есть сохранение энергии.

Выпрямленная, ровная поясница соединяет верх и низ тела, создает основу циркуляции энергии в сильной позиции тела. Умение правильно держать поясничный отдел позвоночника означает умение собирать и накапливать свою жизненную силу в статических упражнениях и приводить е в движение в динамических.

Проработка позвоночника и восстановление осанки методами тайцзи-цюань раскрывают систему каналов и меридианов тела, естественно меняют состояние тканей тела, прежде всего – внутренних органов.

Тренировка подвижности поясничного отдела позвоночника стимулирует жизненные силы организма, так как непосредственно влияет на состояние почек и коры надпочечников через систему соединительной ткани.

Постоянная тренировка выстраивания тела, тренировка осанки способствуют восстановлению энергетического потока. Постепенно раскрывается возможность осознанного восприятия внешних потоков пространственной энергии и своеобразное питание ими. Существенно увеличивается природный потенциал человека.


Вершина внутренней структуры – голова. Здесь, наверху, в центре нервной системы, встречаются все ее сигналы и потоки энергии. Множество соединений происходит на вершине головы, в точке «ста встреч» (бай-хуэй). Это естественный центр управления и организации процессов, точка ведения движения. В упражнении выстраивания тела голова через макушку соединяется с Небом, как бы подвешивается к нему. Позвоночник растягивается, мышцы расслабляются.

Как ноги являются сосудами энергии Земли, так и голова является сосудом тончайшей небесной энергии. «Подвешивание» головы позволяет различить в себе легкие, тонкие, близкие к Небу, расширяющие пространство ума состояния. По сравнению с ними ощущения тела являются более плотными и тяжелыми, близкими к Земле.

Так легкое (или пустое) и тяжелое (или полное) соединяются в единство. Телесные силы питают ум, а ум управляет потоками внутренних усилий и наблюдает гармонию всех питающих процессов.


Завершает процесс выстраивания тела положение рук. Ладони поднимаются перед собой так, чтобы плечи и локти были расслаблены, запястья и пальцы держим мягко, ладони слегка раскрыты. От позиции ладоней зависит направление потока ощущений. Мы можем направлять его в любом направлении в движениях тайцзи-цюань. В «столбовом стоянии» ладони направлены на центр тела, то есть энергия собирается внутри.

Практика выстраивания тела, стоя в вертикальной позиции, – одно из основных упражнений тайцзи-цюань и многих других даосских школ.


Выстроенное столбом тело от стоп до макушки головы является своеобразной шкалой состояний, на которой тяжелые, плотные собираются внизу, в области центра тяжести тела и в стопах, а легкие, тонкие воспаряют вверх, к голове и выше. Если правильная постановка ног и поясницы обеспечивает возникновение и собирание плотных ощущений, важных для создания силы, то постановка головы – условие возникновения легкого потока, необходимого для управления процессами и порождения состояний высокой скорости.

Гармония между тяжелыми (плотными) и легкими (прозрачными) вибрациями находится в сердце. Соединение верхнего и нижнего, быстрого и медленного, легкого и мощного и других противоположностей зависит от ощущения средней области тела. Поэтому говорится, что правильные движения рождаются в сердце, а регулярные занятия тайцзи-цюань улучшают характер и судьбу .


Возникновение устойчивых ощущений в областях центра тяжести, головного мозга и сердца приводит к специальным эффектам, существенным для всего дальнейшего развития в тайцзи-цюань :

  • - собирание плотных вибраций в центре тяжести создает предпосылки для возникновения устойчивого ощущения центра тяжести тела и его активностей;
  • - собирание легких вибраций в центре мозга – условие для концентрации внимания, проявление особых свойств и активностей ума;
  • - собирание внимания в области сердца – условие развития интуиции и тонкого сердечного чувства.

Ощущение вокруг и внутри этих центров подобны непрерывной среде, возникающей в результате серьезной работы над собой. Поэтому говорится о возделанном поле (Тянь), в центре которого может собираться зернышко, семя, капля алхимической чистой энергии, киновари (Дань).

Китайский термин «Даньтянь» обозначает соответствующий центр, наполненный вибрациями чистой энергии, что уже стало привычным для практиков внутренних стилей.

Все три Даньтяня (нижний, средний и верхний) возникают и формируются в результате достаточно длительной тренировки. Первые ощущения этих областей в практике столбового стояния могут появиться довольно быстро, но устойчивость и полнота ощущений Даньтяней, как внутренних полостей и раскрытых сферических пространств, в которых конденсируются соответствующие вибрации, могут потребовать длительного времени. Это – серьезный результат работы над собой. Чувство внутренней силы может быть доступно, так как возникает на стадии выстроенного скелета как совокупность ощущений ровных сухожильно-связочных линий и внутреннего равновесия.


В древнем Китае шелковая нить создавалась так. Брали коконы тутового шелкопряда, очищали их и размачивали в чанах с водой. Кокон терял плотность, распускался. Тогда надо было найти кончик нити и очень осторожно наматывать эту нить на деревянный барабан для просушки. Наматывание делалось крайне бережно, чтобы нить не провисала, не запуталась или не порвалась. Наматывание шелковой нити – это образ непрерывного аккуратного кругового движения, совершаемого всем телом без рывков и остановок.

Цзин – внутреннее усилие, чан – наматывание, сы – шелк, шелковая нить, гун – работа. Вместе получается – создание внутреннего усилия , подобного наматыванию шелковой нити, или работа с наматыванием шелковой нити. Так обозначается способ тренировки непрерывной передачи внутреннего усилия, созданного в «столбе», в движениях. В большинстве даосских школ есть упражнения такого типа, но в тайцзи-цюань Чан сы гун – одно из главных .


Сложные движения тайцзи-цюань строятся из простых . Элементом строительства являются круговое вращение руки, ноги или любой части тела.

В природе вообще и в движениях человека, в частности, нет прямых линий. Даже при ходьбе по прямой части нашего тела, включая ступни, бедра, пальцы рук, непрерывно двигаются по окружностям разных радиусов. И потоки соответствующих внутренних усилий двигаются по всему телу, обматывая его по спиралям.

Упражнение «наматывание шелковой нити» является одним из базовых, поскольку позволяет разобраться со всеми деталями построения простого кругового движения одной рукой. Освоив это, мы можем понять, как построить правильное движение любой сложности в дальнейших упражнениях тайцзи-цюань.

Существует «наматывание шелковой нити» для одной руки (правой и левой), для обеих рук сразу, есть разновидности «наматываний» - прямое и обратное, также отрабатываются «наматывания» для ног.


Научившись правильно стоять и создавать поток внутреннего усилия в простых движениях, можно переходить к освоению более сложных действий – основных форм школы.

Практически всешколы тайцзи-цюань , как и большинство школ Ушу, передают традицию через комплексы упражнений (таолу). Это последовательности позиций, поз и переходов между ними – так называемых, форм . В этих последовательностях форм собраны все основные приемы и проявлены принципы школы. Прежде всего, в каждой форме нужно одновременно мощно, устойчиво стоять, то есть, уметь выстраивать основной столб в разных позах и укоренять силу, и легко, мгновенно передвигаться, как кошка, хватающая мышь, или орел, падающий на добычу сверху. При этом не забывать продолжать действия «наматывание шелковой нити», чтобы сохранять в движении собранные в позициях усилия.


В тайцзи-цюань Гранд-мастера Чэнь Сяована на сегодня практикуются следующие формы:

  • - короткая последовательность из 19 форм (создана Гранд-мастером Чэнь Сяованом специально для быстрого входа в систему);
  • - старая последовательность из 82 форм (Лаоцзя);
  • - старая последовательность форм взрывных ударов (Лаоцзя Паочуй);
  • - новая последовательность из 82 форм (Синцзя);
  • - новая последовательность форм взрывных ударов (Синцзя Паочуй);
  • - последовательность из 37 форм;
  • - формы с оружием (с кривым мечом Дао, с прямым мечом Цзянь, с пикой, с алебардой, с двумя мечами Дао, с двумя мечами Цзянь).

Каждая форма изучается как совокупность движений и статических позиций. В любой статической позиции мы выстраиваем себя по принципам выстраивания тела - «столбовое стояние», а движения выполняем по принципу спирального ведения внутреннего усилия - «наматывание шелковой нити». Разбивка формы на мелкие движения сделана для удобства изучения. Эти разбивки проявляют различные структуры, направляющие потоки энергии и внутренней силы, понимание которых принципиально.


Туй – толкать, шоу – рука. Туйшоу – упражнение в парах для отработки навыков создания реального внутреннего усилия, слушания, слышания и понимания внутреннего усилия партнера, способности изменить внешнее воздействие в сторону общей гармонии и создать адекватное ответное действие. В туйшоу учатся взаимодействовать. Но, как и во всех упражнениях тайцзи-цюань , прежде всего, учатся создавать внутренний процесс, лежащий в основе Тайцзи , процесс, воплощающий принцип Великого Предела.

В тайцзи-туйшоу это реализуется в тринадцати действиях тайцзи-цюань . Постичь принцип Великого Предела – это значит научиться различать в действиях партнера и создавать самому каждое из тринадцати действий.

Реализовывать принцип Великого Предела в формах и осваивать 13 действий в парных упражнениях – это необходимая взаимодополняющая практика.


В системе Гранд-мастера Чэнь Сяована 5 уровней возрастания сложности в изучении туйшоу:

  • - форма туйшоу для одной руки;
  • - форма туйшоу для двух рук;
  • - форма туйшоу с шагами;
  • - более сложная форма туйшоу с шагами (Далюй);
  • - свободный поединок туйшоу.

На каждом уровне последовательно отрабатываются 13 принципов-действий тайцзи-цюань .


Проявляет баланс стойки или движения во всех направлениях. Принцип пэн учит быть абсолютно сбалансированным и держать противника на дистанции. Сила, приходящая со стороны, отражается в том же направлении, как от стены, а ты непоколебим.

Тот же принцип соединения верха и низа тела, что и в пэн, но в обратном направлении. Нас атакуют, мы вступаем в контакт и пропускаем через структуры своего тела внешнее воздействие – в землю. При этом мы откатываемся назад, создавая перед противником пустоту, куда он может провалиться и потерять равновесие. Происходит мягкое мощное действие пропускания противника в пустоту без потери своей силы.

Пара пэн-люй – это Небо и Земля взаимодействий, между которыми рождается все многообразие действий.


Это действие рождается из пэн, когда мы следуем изменениям партнера, сопровождаем эти изменения так, чтобы еще больше его разбалансировать. Обычно, надавливание происходит в наиболее слабом диагональном направлении, поперек стойки партнера. Внутренний смысл цзи – поиск самого слабого направления, самой слабой точки партнера.

Это любые приемы, при которых энергия течет через локти или плечи. Под локтями понимают не только острие локтевого сустава, но и все три стороны предплечья. Плечи имеют четыре стороны действия – спереди, сбоку, сверху, сзади вплоть до места между лопаток. То есть толчок спиной назад – тоже као.

Может быть, толчок или удар вверх. Это мощное действие, подобное тому, как взлетает мощное, крупное животное.

Например, дать упасть противнику, толкающему тебя в спину, неожиданно наклонившись вперед. Это действие обратное тенг.


Следующие - 12 и 13 - принципы касаются общего состояния более чем техники, они – результат освоения всех предыдущих техник.


Вы стоите на пути противника, и он уверен, что вы есть то, что он видит, и вы – там, где он вас видит. Но вы спонтанны и свободны, никакие планы и стереотипы не связывают вас, поэтому ваша реакция на его атаку неожиданна и повергает противника в шок. Он проваливается в неожиданно возникшую на его пути пещеру, пустоту.

В любых действиях, внешних и внутренних, медленных и быстрых, в любых ситуациях днем и ночью мы не изменяем принципам тайцзи-цюань.


В тайцзи-туйшоу Великий Предел проявляется в состоянии У-цзи , когда мы абсолютно спокойны и готовы воспринимать взаимодействия, не внося искажения своего эго. Когда мы разделяемся в себе, готовясь к движению, проявляются внутренние Инь и Ян, когда мы вступаем в гармоничный контакт с партнером, мы внешне образуем пару Инь-Ян. Одно рождает два.

Сразу после соединения рук возникает взаимодействие энергий, Ци приходят в движение. Два рождают три.

Мы слушаем эти изменения, осознаем, изменяем в нужную нам сторону в соответствии с нашим намерением и создаем собственную адекватную реакцию. Три рождает четыре.

Достижение единого с партнером состояние (один), дополнение друг друга до единства – образование пары Инь-Ян (два), проявление энергий взаимодействия (три) образуют первое триединство, с которым естественно связана четверка необходимых навыков – слушания, понимания, изменения и выброса усилия (четыре).

Эти четыре внутренних действия проявляют усилия и энергии, необходимые для успешного взаимодействия. Они есть в каждом из тринадцати внешних действий-принципов. Для того чтобы воплотить все 13 принципов Великого Предела в своих действиях, существует правило шести соединений – трех внешних и трех внутренних .


Три внешних соединения:

  • * плечи – бедра;
  • * локти – колени;
  • * кисти – стопы.

Выполняя это правило в формах, мы создаем условия для правильной циркуляции энергии. В туйшоу эти правила приобретают особую значимость – выполняя эти правила, мы можем сохранить себя в равновесии и передать усилие в необходимом направлении без потерь.


Три внутренних соединения:

  • * Дух – намерение ума. Сердце, спокойное состояние гармонии – порождает верное намерение ума, проясняет сознание.
  • * Сознание – энергия. Сознание ведет энергию в соответствии с принципами Тайцзи в нужном направлении.
  • * Энергия – внутреннее усилие. Сначала возникает поток энергии, и движение внутреннего усилия следует этому потоку, приводит в активность механизм действия сухожилий и связок.

Правило трех внутренних соединений выражает внутренний принцип организации всех движений тайцзи-цюань, связь ума и тела.


Практика «столбового стояния», «наматывания шелковой нити» вместе с исполнением форм тайцзи-цюань и туйшоу ведут к пониманию всех принципов тайцзи-цюань . Все эти техники связаны не только с тренировкой правильной постановки и движений тела, но и с ощущениями микродвижений, вибраций, потоков усилия и энергий. Поэтому такую работу принято называть Цигун (Ци – вибрации энергии, гун – работа). Цигун - это работа по взращиванию и воспитанию энергии.

Цигун – это комплекс последовательных упражнений. Во всех упражнениях, помимо внешних физических движений присутствует внутренняя работа, основанная на концентрации и тренировке внимания. Если мы сосредоточили внимание на макушке головы, то в этом месте количество Ци увеличилось. Ци непосредственно связана с нашей мыслью. Куда направлена мысль, там и собирается Ци. Если наше внимание плавно движется по участку тела в каком-то направлении – в этом же направлении движется и Ци. Если мы пристально смотрим на другого человека, мы отдаем ему часть своей Ци. Ци существует объективно, а ее развитие и качество подвластны нашей мысли.

Практик Цигун – множество, и каждый комплекс служит определенным целям. Тайцзи-цигун перемещает Ци по телу, и ведет тело вслед за энергией, что крайне необходимо для выполнения и отработки техник тайцзи.

Например, мы можем понимать упражнения «столбовое стояние» и «наматывание шелковой нити» как Цигун, если концентрируемся в них на работе с ощущениями потока энергии более чем на проработке всех остальных принципов. Работая над формами тайцзи-цюань, отвлекаясь от принципа Великого Предела и тринадцати принципов-действий в пользу проработки внутренних структур с соответствующим ощущением потока Ци, мы занимаемся тайцзи-цигун, но не тайцзи-цюань, так как последний должен включать в себя всю систему принципов.

Работа с внутренними структурами тела, ощущением потоков энергий, очищение энергии, наполнение энергией внутренних структур, тем не менее, - важная часть практики. Элементы Цигун в тренировочном процессе всегда присутствуют , так как при таком подходе прогресс в занятиях тайцзи-цюань идет значительно быстрее. Эта система упражнений развивает энергетический поток и качество вибраций человека, способствует очищению и преобразованию Ци, дает навыки получения энергии из окружающей среды и ее излучения из тела человека в окружающий мир, осознанного энергоинформационного общения с собой, внешним миром и всей Вселенной.

В основе целительного действия Цигун лежит его способность восстанавливать жизненные силы, сохранять и преумножать энергетические ресурсы организма, осуществлять массаж внутренних органов, гармонизировать работу коры головного мозга и успокаивать и уравновешивать сознание.

> Тайцзицюань для здоровья и долголетия > Глава 2 >

ЦИГУН ШЕЛКОВОЙ НИТИ

Цигун шелковой нити или «чансы-цзинь» уникальный раздел тайцзицюань. Это практика направленная на укрепление тела и развитие способности проявлять внутреннюю силу. Практика, которая изменит ваше тело.

Восточное обоснование. Краеугольным камнем практики шелковой нити является китайское понятие «цзинь». Цзинь - это спиральная внутренняя сила, которая проявляется связками и сухожилиями всего тела.Если вы научитесь использовать цзинь в своих движениях, вы станете намного сильнее и избавитесь от многих болезней. Подробнее о «цзинь» и ее свойствах мы говорим на наших занятиях и семинарах.

Западное обоснование. На сегодняшний день все технологии шелковой нити могут быть обоснованы с позиций западной науки. Шелковая нить работает с фасциальной системой тела. Подробнее про фасцию вы можете прочитать в учебниках остеопатии или прикладной кинезиологии. Здесь нет ничего секретного - просто грамотная работа над собой позволит вам изменить свое тело и приобрести новые навыки.

* По сути «цзинь» и «фасция»- это два взгляда на одно явление, просто с разных сторон.

* Цигун шелковой нити входит в цикл практик цигун работающих с телом. К таким практикам относится также цигун железной рубашки. Все эти практики направлены на укрепление и оздоровление физического тела.

Цигун шелковой нити позволяет:

Укрепить тело (такой китайский аналог тренажерного зала, только здесь мы не используем гири и тренажеры, мы используем свой ум),

Устранить блоки и зажимы (практика позволяет проработать самые проблемные места не хуже чем при массаже),

Аучиться проявлять невиданную до сего силу (и это не прибегая к силовой тренировке).

Руководство по «наматыванию шелковой нити» Смысл «Нейцзя» или «внутренних» боевых искусств заключается в том, каким образом используется тело. У всех Нейцзя есть небоевые упражнения, которые предназначены для тренировки этого вида движения. Все «стили» (Синьи, Тайцзи, Багуа) являются в действительности комплексами связных боевых приемов (или были изначально), которые используют «внутреннюю» форму движения…, как бы то ни было, движения внутренних стилей могут выполняться отдельно от боевых форм. Существуют различные виды Цигун, которые акцентированы на базовом для Нейцзя стиле движения: Цигун Тайцзи стиля Ян, Синьи Нейгун, Цигун наматывания шелковой нити стиля Чэнь, и др. Все эти виды Цигун и все внутренние стили вполне способны создавать «внутреннюю силу». Из-за утонченности упражнений наматывания шелковой нити стиля Чэнь, и из-за того, что они, тем не менее, становятся широко известными, давайте сфокусируемся на некоторых предлагаемых критериях, которые нужно помнить во время выполнения комплекса упражнений по наматыванию шелковой нити. Эти указания предназначены для тех, кто уже делает упражнения по наматыванию шелковой нити; вы не сможете научиться делать их со слов. 1. Концентрируйтесь на постоянном сохранении полного и расслабленного пути Пэн к движущейся части тела; двигайте эту часть тела «толкая» её Пэном, и «тяните» обратно вместе с векторами собирания/закрывания/опускания веса. 2. Всегда представляйте, что кто-то держит свою руку на движущейся части вашего тела; кто-то, кто постоянно наблюдает за завершенностью основного пути (Пэн) и за расслабленным состоянием переносимой энергии. 3. В начале делайте большие движения всем телом. Постепенно, через несколько месяцев, делайте движения все меньше и меньше (также представляя себе «наблюдение»). Так как путь Пэн проходит через Дань-тянь и управляется этой областью, эффективность воздействия будет возрастать при уменьшении внешних движений. 4. Выполняйте как можно больше упражнений с немного согнутыми коленями (однако, не опускайтесь очень низко, чтобы угол наклона бедра был менее 45 градусов). Это значительно укрепит мышцы ног и ягодиц. 5. Делайте упражнения от головы вниз до пальцев ног. 6. Одной из основных целей является тренировка силы Пэн, опускающей (закрывающей) силы и передачи инерции тела рукам… так, чтобы руки стали «передатчиками» этой силы. Пребывание «очень» расслабленным и концентрирование на сохранении этих сил в руках, приведет их туда. Местное усилие в руках и плечах будет только препятствовать прогрессу. 7. На самом деле существует шесть направлений силы: выталкивание (Пэн), втягивание (Пэн сзади и сжатие), поднимание (вектор Пэн), тянуть вниз (вектор закрывания и опускания веса), поворот поясницы вперед (Пэн, соединенный с закрыванием) и поворот поясницы назад (Пэн, соединенный с закрыванием). Все движения являются разновидностями этих шести направлений. Эти шесть направлений в действительности всего лишь различные сочетания Пэн и закрывания. 8. Во всех движениях в направлении вниз или назад/вниз, должно присутствовать очень небольшое накопление внизу спины. 9. Выдох делается вместе с воображаемым применением силы, а во время вдоха происходит накопление. 10. Пэн должен постоянно ощущаться во время всего цикла движений (без разрывов, без остановок). ☯ Майк Сигман; перевод: Фаттаховой Светланы; источник: www.chentaichi.ru __________________________________ Сайт Владимира Осипова: http://vladimirosipov.ru Канал на YouTube: http://www.youtube.com/channel/UCPFysHrZXhITz4a-YlreTcQ #цигун #тайцзи #дао

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!