Перебор "восьмерка" - так нежно и красиво. Гитарный бой и его разновидности Бой разбитая восьмерка

Первые сложности

Некоторые начинающие гитаристы сталкиваются с тем, что им очень сложно научиться играть перебором. Пальцы правой руки упорно не хотят правильно работать, путаются в струнах и быстро устают. Выход один: терпение и упорные ежедневные уроки игры на гитаре. Не стоит пугаться и бросать начатое дело, если при первых занятиях мелодия будет звучать прерывисто и не так мелодично, как хотелось бы. После нескольких часов тренировок пальцы запомнят расположение струн, их очередность, и играть станет гораздо проще.

Как играть таким способом, как перебор "восьмерка"?

Приступим к технике перебора. Если вы новичок, не стоит пока зажимать аккорды левой рукой, пусть она просто придерживает гриф. Большим пальцем правой руки дергаем басовую струну. В зависимости от аккорда это может быть шестая, пятая или четвертая струна.

Сыграть самые красивые, нежные и романтические песни поможет перебор "восьмерка". Схема его выглядит следующим образом: б-3-2-3-1-3-2-3 и т. д., где б - басовая струна.

Когда вы уже хорошо запомните комбинацию, можно совместить игру с аккордами. Для начала предлагаем использовать такие аккорды: Am, Dm, E. Комбинация несложная для новичка, а мелодия получается очень приятная и нежная. Возьмите Для этого зажмите указательным пальцем левой руки вторую струну на первом ладу, средним - четвертую струну на втором ладу и безымянным - третью струну тоже на втором ладу.

Проиграв комбинацию б-3-2-3-1-3-2-3 дважды, берем следующий аккорд. Чтобы взять Dm, необходимо зажать первую струну на первом ладу, средним - третью на втором ладу и указательным - вторую на третьем ладу. Комбинация играется 1 раз, после чего нужно взять аккорд Е. Он зажимается так же, как и Am, но на 1 струну выше. Далее играйте аккорды по кругу.

Не забывайте хорошо зажимать струны, чтобы звук был громким и звонким. Одновременно играть перебор и переставлять аккорды сначала непросто, однако после нескольких часов занятий с гитарой у вас все начнет получаться.

Способы извлечения звука при игре перебором

  • Игра пальцами. Собственно, здесь и объяснять ничего не нужно. Звук извлекается пальцами правой руки. Этот вид прекрасно подходит для любителей акустической гитары.
  • Медиатором. Если вы уже научились пользоваться медиатором, то больших сложностей с перебором возникнуть не должно. До полного усвоения техники старайтесь играть медленно (хотя этот совет можно отнести к каждому из способов).
  • Ногтями. Этот вид звукоизвлечения пользуется популярностью у любителей классической гитары, так как звук получается более громким и звонким.

Не стоит забывать, что на правой руке ни в коем случае не должно быть длинных ногтей, ведь так вы вряд ли сможете зажать аккорд.

Основные правила при игре перебором

Играя перебор "восьмерка" на гитаре, необходимо придерживаться нескольких несложных правил:

  • Большой палец играет лишь по басовым струнам (четвертая-шестая). Указательный по третьей, средний по второй, а безымянный - только по первой.
  • Басовая струна всегда та, которая находится выше самого аккорда, но не входит в него. Например, для аккорда D басовой будет четвертая струна, так как ни пятая, ни шестая не входят в него. Для Am - пятая, для G и Е - шестая. Если играется подряд два одинаковых аккорда, для лучшего звучания чередуйте басовые струны.
  • Попробуйте сыграть разными способами (ногтями, медиатором или пальцами) и определитесь, какой из них вам ближе всего.
  • Не пытайтесь одновременно разучивать несколько видов перебора, для начала хорошо освойте один.

Старайтесь не смотреть на пальцы, в песнях со сложными аккордами это умение даст дополнительный выигрыш во времени.

Никогда не останавливайтесь на достигнутом, пробуйте самостоятельно подбирать различные техники, разучивайте новые партии, ведь перебор "восьмерка" - далеко не предел.

Начинайте осваивать перебор "восьмерка" в медленном темпе и постепенно увеличивайте скорость.

Запомните: вы не сможете играть быстро, если не научитесь делать это медленно. Если уж взялись за такое дело - запаситесь терпением и спокойствием.

Не бойтесь неудач! Первыми успехами можете похвастаться перед семьей, близкими людьми, если уж очень стесняетесь - сыграйте кошке или собачке. После их одобрения можно перейти и к более широкой публике.

Не оставляйте без внимания саму технику звукоизвлечения, ритмичность, ведь без этого все старания будут напрасны.

Ну и напоследок - даже не совет, а, скорее, просьба: научитесь получать удовольствие от самого процесса игры на гитаре, иначе зачем все старания?

Бой на гитаре в разных размерах

«Самоучитель» Урок игры на гитаре № 5

На этом уроке мы рассмотрим такой распространённый приём звукоизвлечения на гитаре как бой. Принцип игры на гитаре боем заключается в однообразном повторении одного и того же ритмического рисунка. Основа гитарного боя лежит в чередовании сильных и слабых долей. Если Вы уже пытались у кого – то учиться играть бой на гитаре, то успели заметить, что простой показ мало чего даёт. В чём же кроется причина ваших неудач? Всё очень просто – в процессе обучения вам не был объяснён принцип, и Вы просто пытались запомнить очерёдность ударов руки по струнам. Вся музыка основана на ритме, ритм является её стержнем. Когда то дирижёр, в прошлом солист ВИА «Весёлые ребята», с которым я работал в ансамбле, любил говорить, что только на проступки барабанщика и басиста можно смотреть сквозь пальцы. Этими словами он подчёркивал важность ритма и баса как основы музыки. Для того чтобы удерживать точный ритм музыка разделена на такты с определённым количеством долей. Если мы возьмём вальс, то он имеет трёх дольный размер. На рисунке показано четыре такта трёх дольного размера (такты отделены друг от друга вертикальными линиями). Доли показаны строчкой ниже. Как видите, каждая первая доля в такте обозначена как сильная > . Сильная доля это та доля, на которой делается упор (небольшой акцент). При игре боем на гитаре это всегда надо учитывать и первую долю играть, слегка выделяя в звуковом соотношении. Это помогает удерживать темп и ритм вашего исполнения. Играть бой можно указательным пальцем правой руки ударом по всем струнам от шестой к первой струне и обратно от первой к шестой или к четвёртой струне. Так же есть вариант игры боя большим пальцем от шестой к первой и обратным ударом от первой к четвёртой струне указательным пальцем. Все те же действия можно проделать медиатором.

Играя бой на гитаре в трёх дольном размере надо просчитывать до трёх – раз и два и три и. На раз всегда делаем небольшой акцент. Счёт при изучении боя на гитаре является основой и даст Вам в будущем свободу исполнения и возможность самим придумывать варианты боя. Стрелка наверх указывает удар по струнам сверху в низ (к первой струне). Стрелка вниз указывает удар с первой струны к шестой. Поставьте на грифе гитары простой аккорд и попробуйте поиграть. Представленные упражнения рассчитаны на многократное повторение одного и того же ритмического рисунка. Такое многократное повторение с подчёркиванием сильной доли даст Вам ощущение ритма и метра. Старайтесь считать как можно ровнее, при необходимости отстукивая доли ногой. Для удобства можно открыть статью и учиться играть бой на гитаре выставив на метрономе сильную долю. Так же можно выбрать звучание метронома близкого к звучанию ударной установки чтобы процесс обучения проходил более интересно. При игре боя следите за запястьем и кистью — они не должны находиться в состоянии напряжения.

Я думаю, у Вас не возникло больших сложностей, и теперь мы можем перейти к двухдольному размеру. В двух дольном размере пишутся марши.

Сейчас мы разберём несколько семь простых приёмов боя в двух дольном размере.

Четырёхдольный размер немного сложнее предыдущих, так как кроме сильных долей в нём есть относительно сильные доли. Посмотрите рисунок ниже.

Как видите кроме сильной доли теперь надо сделать небольшой упор и на относительно сильной, но сильная доля остаётся более выделена.

Обратите внимание, что все сильные и относительно сильные доли играются ударом от шестой к первой струне.

Рассмотрим последний шестидольный размер. Он, как и предыдущий четырёхдольный является сложным размером с сильной и относительно сильной долей.

Считайте не торопясь, но как можно ровнее.

Для того чтобы у Вас не возникало трудностей при игре боем Вам надо хорошо знать и быстро переставлять аккорды на грифе гитары. Освоив эти простые варианты боя для гитары, Вы сможете без проблем играть аккомпанемент. Теперь переходим к самому популярному бою, бою восьмёркой на гитаре.

Бой восьмёркой на гитаре

Как видите на рисунке, бой восьмёркой играется в четырёхдольном размере. При игре боя восьмёркой используются большой (Р) и указательный(i) пальцы. Играя этот гитарный бой, не забывайте акцентировать первую сильную долю и отмечать относительно сильную, которая приходится на счёт – три. Если этого не делать, то при игре боя восьмёркой будет отсутствовать пружинистый ритм и чёткость ударов по струнам.

Что же такое гитарный бой?

Простыми словами это способ игры на гитаре, при котором правая рука извлекает звук путем удара по струнам, отрабатывая определенный ритмический рисунок. Этот способ игры наиболее популярный. Бой в описаниях к песням обозначается в виде схемы, где чаще всего присутствуют следующие элементы:

V — удар по струнам вниз;

^ — удар по струнам вверх;

⃰ — глушение струн;

_ — пауза.

Б — играется только басовая струна.

Теперь разберем на примере. Придумаем любой бой и изобразим его в виде схемы: V^_V*^. Теперь, зная условные обозначения, понимаем, что последовательность здесь следующая: удар вниз, затем удар вверх, далее делаем паузу, после снова удар вниз с глушением струн, потом вверх и повторяем всю эту комбинацию.

Думаю, здесь вопросов возникнуть не должно, поэтому перейду к следующему шагу.

Часто начинающие гитаристы спрашивают: «А сколько всего гитарных боев?» или пишут что-то типа: «Пришлите все гитарные бои…». Опытный гитарист, прочтя эти строки, наверняка улыбнется, ведь он прекрасно понимает, что гитарные бои нельзя измерить количеством. В подтверждение к этому могу добавить, что бои можно придумывать самому, достаточно взять гитару и изобретать новые схемы, видоизменяя те, что даны выше. Поэтому не стоит ставить перед собой цель выучить все бои. Для начала достаточно знать основные бои, а со временем понятие «выучить бой» уже само собой потеряет свой смысл и каждый бой будет играться на слух.

К основным боям, которым действительно стоит уделить внимание и изучить, я могу отнести следующие:

  1. Простой бой. Играется он по следующей схеме: V^V^ — вариант без приглушки, V^V*^ — вариант с приглушкой. Для наглядности стоит посмотреть по данному виду боя.
  2. Эстрадный бой («шестерка»). Это самый популярный бой, которым, при желании, можно сыграть большинство песен. Его схема выглядит следующим образом: VV^^V^ — вариант без приглушки, VV*^^V*^ — вариант с приглушкой. по бою «шестерка» так же можно посмотреть на нашем сайте.
  3. Бой «Восьмерка». Данный вид боя тоже довольно популярен и играется он следующим образом: V_V_^VV^V^, причем это не единственное его обозначение. В сети интернет можно найти несколько трактовок этого боя. Дело в том, что кто-то не делает паузы между ударами по струнам, кто-то чередует большой и указательный пальцы, кто-то играет с приглушкой и так далее. В любом случае, ритмический рисунок остается прежним, просто с разным звучанием.
  4. Блатной бой. В эту категорию можно занести несколько видов боев, которыми чаще всего играют «блатные» песни. К примеру, щипок (если, конечно, его можно отнести к бою), играющийся по схеме Б — 3+2+1 — 3+2+1 (три струны играются одновременно). по данному бою можно посмотреть здесь. Другой разновидность блатного боя играется так: Б_v^Б^v^. Это один из боев Владимира Высоцкого. И таких боев очень много.
  5. Испанский бой. Многие замечают, что испанские бои очень красиво звучат и подчеркивают умение играть на гитаре. Действительно, такие бои можно услышать довольно редко, поскольку они довольно сложны в изучении. Испанских боев тоже довольно много, поэтому не буду расписывать их схематично, гораздо полезнее будет посмотреть по двум красивым боям.

Это несколько боев, которые мне сразу пришли в голову. Возможно, есть другие бои, которые можно приравнять к «основным», список я не ограничиваю. Эти бои стоит учить («Испанский бой» для начинающих гитаристов — довольно сложный элемент, его изучение можно отложить), поскольку на начальном этапе игры на гитаре нужно максимально развить правую руку и автоматизировать ее, чтобы, впоследствии, играть бои без заучивания не составляло проблемы.

Приобретая определенные навыки и постепенно набираясь опыта, гитарист уже не пытается заучить бой, поскольку рука сама движется по такту игры. Для скорейшего наступления этого момента нужно просто взять песню и попробовать подобрать под нее бой, аккомпанируя ей, и со временем отработка этого навыка даст свои плоды. Нужно лишь запомнить простое правило: ничего не бывает сразу и если что-то не получается, это повод для тренировки, а не для капитуляции. Как говорится: «Дальше — больше…».

Несколько замысловато, но на самом деле играется очень просто. Состоит он из трех частей. Начинать игру нужно с указательного пальца. Им бьются , вниз начиная с верхней. После этого сразу же за указательным пальцем по ударяет . Его движение также направленно вниз. Затем указательный палец снова задействуется. Он совершает движение вверх.

Вторая часть боя «» полностью повторяет первую часть. То есть идет удар вниз указательным пальцем, затем большим и вверх указательным. Самое важное это связывать две части боя очень быстро и не запутаться. Здесь необходимо попрактиковаться. Самое то, что бой выполняется двумя пальцами, а не одним.

Третья часть боя выполняется очень просто. Нужно всего лишь произвести указательным пальцем удар по струнам вниз и вверх. После практики каждой из частей боя приступайте к полноценному бою. Сосредоточьте три части боя последовательно. Очень важно научиться этот бой быстро. Доведите его до автоматизма, так как этот бой очень распространен в среде испанского исполнения. А для эффектности нужно играть его как можно быстрее.

Видео по теме

Источники:

  • бой восьмерка на гитаре

Гитарный бой очень давно придумали исполнители фламенко. Правда, тогда прием, когда правая рука ударяет по всем струнам, исполняя определенный ритмический рисунок, назывался «рагдеадо» - под этим же названиям его можно встретить и в современных пособиях по классической гитаре, где он применяется, впрочем, довольно редко. Видов боя существует довольно много, но начинающему достаточно освоить несколько комбинаций, чтобы потом самостоятельно разобраться с остальными вариантами.

Вам понадобится

  • - гитара;
  • - табулатура или цифровка;
  • - аудиозапись песни;
  • - плеер.

Инструкция

Зажмите пальцами левой руки нужный аккорд. Если вы не разбираетесь в нотах и пока не научились читать цифровки, воспользуйтесь табулатурами. Для начала выберите аккорд, который играется почти на одних открытых (незажатых) струнах. Например, ми-минор, у которого зажимаются только четвертая и пятая струны на втором ладу.

Второй, третий и четвертый пальцы правой руки соедините, но так, чтобы рука была свободна. Большим (первым) пальцем заденьте шестую струну. Остальными пальцами проведите по струнам снизу вверх, то есть от шестой струны до первой. Имейте в виду, что понятия «вверх» и «вниз» в данном случае отличаются от бытовых, поскольку шестая струна называется нижней, но в пространстве расположена выше остальных. Этот прием хорошо отрабатывать на трехдольных произведениях – например, написанных в ритме вальса. На сильную долю возьмите бас, на две другие – проведите всеми пальцами по всем струнам снизу вверх. Этот бой обычно обозначается значком «V».

Попробуйте тот же прием, но ударяйте по всем струнам не всей правой рукой, а только ногтем указательного пальца, если он у вас достаточно крепкий и длинный. Кстати, можно попробовать играть медиатором, в особенности тому, кто собирается в дальнейшем осваивать электрогитару.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!