Школьные мероприятия среди подростков зацепинг и другие. Поведение в экстремальных ситуациях

Современная молодежь - это отдельное сообщество людей со своими интересами. Молодость - именно тот период нашей жизни, когда мы обретаем своё собственное Я, формируемся как личности и стремимся к успеху. В этом возрасте мы приобретаем ценный опыт, который обязательно пригодится нам в будущем. Современная молодёжь склонна ко всяким развлечениям. В последнее время становится всё более популярным среди подростков экстремальные виды развлечений. К ним относятся

    Руфинг

    Зацепинг

    Паркур;

    Стритрейсинг;

    Джампинг;

    Скалолазание.

    Сноубординг и горные лыжи.

    Маунтинбайк

    Скейтбординг

    Трюковой мотоспорт

Конечно, этим списком не ограничивается всё огромное разнообразие экстремальных видов.

Остановимся более подробно на руфинге и зацепинге.

Кто такие руферы? Руфинг является относительно новым видом экстремального отдыха, который стал очень популярным среди молодежи . Руфинг (от англ. roof – крыша, кровля) – это экстремальный вид путешествий, суть которого заключается в прогулках по крышам городских высоток. Но надо понимать, что руфинг – не просто лазание по крышам, а это поиск хорошей «картинки», радующей глаз своими размахом и красотой. Обычно руферы выходят на прогулки вечером, на закате, что легко объяснить тем, что заход солнца с высоты птичьего полёта – зрелище впечатляющее. Почему же людей тянет на крышу? Прежде всего, крыша – это, конечно же, высота, которая дарит массу эмоций, в том числе скачок адреналина (ведь проникновение на крышу не совсем законно). Кроме того, крыша – это возможность увидеть привычный мир под новым ракурсом, поразмышлять над жизнью с другим подходом. Руфинг уже стал разделяться на виды, с учётом цели путешествий «под звёздами».

Экстремальный руфинг является самым опасным, так как включает в себя не только лазанье по водосточным трубам, пожарным лестницам и различным уступам с целью покорить запрещенную крышу, но и стойки на руках , находясь у самого края, прыжки с пожарной лестницы на водосточную трубу и так далее.

Самый безопасный вид - тихий руфинг . Когда подъем по крышам осуществляется с помощью обычных лестниц, люков и чердаков. Основной целью таких прогулок является получение эстетического наслаждения от обзора городских пейзажей с высоты, фотографирование или рисование вида с крыши .

Арт-руфингом называют попадание на крышу для организации различных вечеринок или тусовок. Во время такого отдыха в основном рисуют граффити , поют песни под гитару или проводят литературные чтения . В целом такие массовые мероприятия можно квалифицировать как мелкое хулиганство и нарушение общественного порядка.

Стоит также рассказать о самом известном руфере в странах СНГ. Зовут его Виталий Раскалов . Родом он из Украины, но живет в Москве. За пару лет Виталий и его друзья успели облазить огромное количество крыш и покорить множество высотных сооружений. Среди самых ярких мест можно отметить звезду на здании МГУ в Москве (высота 240 метров), крышу Львовского национального академического театра оперы и балета имени С. А. Крушельницкой, пилоны моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке (высота 350 метров), крышу офиса Вконтакте и множество других.

И в нашем городе есть подростки, которые посещают крыши домов- многоэтажек и других высотных сооружений. По информации одного из республиканских СМИ МВД Мордовии комментируют это явление так: «Вообще, по сути, никаких противозаконных действий те, кто лазают по крышам, не делают. Если бы, например, они жгли там костер, то их можно было бы привлечь к ответственности. Но в самом лазанье по крышам никакого правонарушения не усматривается. В случае, если в полицию поступит обращение о том, что кто-то ходит по крышам, сотрудники должны среагировать и выехать на место, но, поскольку правонарушения в этом нет, наказания они не получат. Ключи от дверей чердаков, по идее, должны находиться у домкома или у кого-то из жильцов, и доступ туда могут иметь только аварийные службы».

Один из руферов нашего города Филипп Басков комментирует свое увлечение так: "В большинстве случаев наша жизнь скучна и однообразна. - это способ внести в нашу жизнь красок, и яркий тому пример - это руфинг. Я был на многих крышах Саранска, около 20. Самая большая точка, на которую я забирался, это крыша комплекса «Онегин». В большинстве случаев крыши чердаков в нашем городе открыты, поэтому особой сложности в том, чтобы забраться туда, нет. Руфинг - это средство самовыражения. В этом есть особый шарм. Взобраться на крышу, посмотреть на город с высоты птичьего полета, послушать шум города - все это очень интересно".

Отдельно стоит поговорить о том, что руфинг имеет ряд опасных факторов , о которых нужно всегда помнить:

    аварийное состояние крыш с незакрепленными металлическими листами;

    сломанные или ненадежно закрепленные перила и пожарные лестницы;

    наличие тросов от антенн;

    наледь;

    неподходящая скользкая обувь;

    потеря равновесия или боязнь высоты.

Руферы не пользуются страховкой - это считается "не круто". Важный элемент руфинга - соперничество: кто залезет выше и кто сможет попасть на более охраняемый объект. Неудивительно, что у руферов случаются и травмы, и летальные исходы. В апреле прошлого года в подмосковном Балаково с пятиэтажки сорвался 12-летний школьник, решивший подражать более взрослым руферам. В Саратове руфер упал с моста прямо в Волгу. А в июне в Москве 18-летний студент Алексей Подчуфаров рухнул с крыши Главпочтамта, стекло которой треснуло под его весом. Средь бела дня Алексей упал в операционный зал, полный клиентов.Все эти случаи закончились смертью экстремалов. И таких случаев не мало.

Руфинг - безусловно, общественно опасен, и за него надо наказывать. Руферы рискуют не только своим жизнями - они же все это выкладывают в интернет, подают пример другим, а люди, как правило, специальной подготовки не имеют.

По мнению юристов, руферам можно инкриминировать статью 20.17 кодекса об административных правонарушениях - "Нарушение пропускного режима охраняемого объекта". Впрочем, статья подразумевает штраф от 300 до 500 рублей - вряд ли хулиганов можно этим напугать. Более серьезные статьи есть в Уголовном кодексе, "Хулиганство", "Незаконное проникновение" и "Повреждение чужого имущества",впрочем, ни юристам, ни самим руферам случаи, когда кто-то из них пострадал больше, чем на 500 рублей, неизвестны.

То, что это не кино и не игра, молодые люди, кажется, не очень осознают. Видимо, не принимают они во внимание и то, какие чувства может вызывать их увлечение у родителей и других близких людей.

Зацеперы - головная боль железнодорожников

Такое явление, как зацепинг пришло в Россию с Запада с опозданием примерно на десятилетие. Правда, по количеству жертв среди приверженцев этого опасного и безрассудного увлечения Россия и другие страны СНГ уже успели догнать и перегнать Запад. Сегодня по этой причине погибает не меньше подростков и молодых людей, чем в предыдущие годы.

Зачем люди занимаются зацепингом? Есть три основные причины, почему пассажиры занимаются зацепингом:

Во-первых, зацепинг массово распространён в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Африки, где данный способ передвижения нередко может являться вынужденной мерой из-за крайнего переполнения поездов. Так, в среднем снаружи одного поезда в час пик там может проезжать от нескольких десятков до нескольких сотен пассажиров.

Во-вторых, зацеперы не платят за проезд, поэтому такой способ передвижения помогает им сэкономить.

В-третьих, во всём мире зацепинг стал популярным молодёжным увлечением. Только лишь в Москве и Московской области количество пассажиров, практикующих проезд снаружи железнодорожного подвижного состава, превышает 20 тысяч человек. Многие зацеперы общаются между собой в социальных сетях и собираются небольшими группами для осуществления совместных поездок. Зацепинг для них - это поиск единомышленников, который также любят пощекотать себе нервы.

Опасности зацепинга

Зацепинг - крайне опасный способ передвижения. Нередко он становится причиной несчастных случаев. Так, в 2015 году в Москве пострадали 17 подростков, 9 из которых погибли.

Несчастные случаи при зацепинге происходят по следующим причинам:

    падение с поезда во время движения, в том числе под рельсы идущего состава;

    столкновение с препятствиями по ходу движения (например платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей);

    удар электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста, в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприёмнику, тормозным резисторам и токоведущим высоковольтным шинам, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам.

Как в России наказывают за зацепинг?

В России наказывают за зацепинг. Так, проезд снаружи поездов на железных дорогах общего пользования наказывается штрафом в размере 100 рублей (статья 11.17 пункт 1 КоАП РФ), проезд снаружи трамваев и безрельсового транспорта на дорогах общего пользования - 500 рублей (статья 12.29 пункт 1 КоАП РФ). Штрафы и предупреждения зацеперов никоим образом не сдерживают, как и тот факт, что в случае трагедии машинист поезда обязан доложить о случившемся и лично осмотреть место происшествия. Разорванные и окровавленные куски плоти - зрелище тяжелое даже для самой стабильной психики.

На московских электричках зацеперы - не редкость. В погоне за адреналином молодые люди идут на все более рискованные трюки. К примеру, бежать по крыше движущегося поезда, перепрыгивать с вагона на вагон и зависать в воздухе, когда поезд поворачивает, держась одной рукой за кромку крыши. Сами они считают, что никакой опасности нет.

Как бороться с этим, как предупредить смертельную опасность?

Важно!

Чтобы социализация проходила не на улице, в сомнительных компаниях и рискованных увлечениях, детям обязательно нужно предложить альтернативу, где подросток может получить и признание своих заслуг, и ту же самую «славу», и проявить свои лидерские качества, не подвергая опасности свои жизнь и здоровье.

Зачастую сегодня ребята больше времени проводят дома, за компьютером. Поэтому когда выходят на улицу, то оказываются неподготовленными ко многим рискам, соблазнам. С одной стороны, такие занятия, как паркур, прыжки на верёвке, воспитывают ловкость и другие спортивные качества. С другой - иногда цена за это слишком высока. Если есть тяга к экстриму и острым ощущениям, её можно реализовать. Почему бы и нет? Но нужно объяснить детям, что сначала надо по возможности обезопасить себя, направить в положительную сторону свой порыв. Например, всем тем же трюкам можно научиться под присмотром инструктора.

Мы не говорим о катании на крышах электричек. В этом нет ничего спортивного, это абсолютный риск. Хотят ли они стать инвалидами на всю жизнь? Или расстаться с жизнью? Важно предупредить и не допустить!

Ещё один прекрасный способ самоутвердиться - участие в школьном самоуправлении, различных мероприятиях, спортивных соревнованиях, занятие спортом в секциях. Многие кружки и секции стоят денег, но родители должны отдавать себе отчёт в том, что это не только вложения в развитие своего ребёнка, но и защита его жизни и здоровья. Не важно, что он при этом выберет - футбол или восточные единоборства, скалолазание или паркур. Важно, что на таких занятиях, в отличие от рискованной самодеятельности, дети не только приобретают желанный экстремальный опыт, но и делают это под контролем профессионального инструктора, отвечающего за их безопасность. Но, даже если удалось найти для чада точку приложения сил, это не значит, что теперь родители могут отойти в сторону и умыть руки. Ведь в первую очередь ребёнок нуждается в любви, понимании, поддержке и доверии родителей. Разговаривайте с ним о его жизни и чувствах, делитесь своими подростковыми историями, среди которых наверняка были свои опасные приключения. Помогите ему почувст­вовать, что он любим и ценен для вас и что его родным будет больно, если с ним что-то случится. Тогда он скорее прислушается к вашим советам и предостережениям.

И сегодня далеко не каждый родитель готов ежемесячно выложить кругленькую сумму просто для того, чтобы его чадо избавилось от лишнего адреналина.

Между тем естественные подростковые желания эпатировать, померяться силами и характерами никуда не делись и требуют выхода.

Мы попытались разобраться, что движет трейсерами, джамперами, руферами, планкерами и зацеперами и можно ли направить их энергию в мирное русло.

ПАРКУР: ТРЕНИРОВАТЬСЯ МОЖНО БЕСПЛАТНО

Подростки, которые перескакивают через препятствия словно кузнечики, да еще делают при этом какие-то немыслимые трюки, именуют себя паркурщиками. Сегодня множество таких роликов можно без труда найти в Интернете, хотя последствия таких съемок могут быть самыми печальными.

Сразу хочу сказать, что такие трюки ничего общего с паркуром не имеют - это так называемая уличная акробатика, - пояснил "Комсомолке" президент Федерации паркура Украины Александр Чернобровкин. - Паркур - это искусство эффективного (а не эффектного!) перемещения по городу, первоначально предназначался для тренировок военных и спасателей. Наши трейсеры постоянно проводят тренировки, и за все время не произошло ни единого несчастного случая. За четыре года существования федерации было зафиксировано два перелома, да и то из-за несоблюдения техники безопасности.

Что касается ребят, снимающих рисковые видеоролики, то, по словам Александра, их можно условно разделить на две категории.

1. Профессионалы, которые занимаются не один год и выполняют все трюки не один раз.

2. Подростки, которые ничего не умеют, но возомнили себя профессионалами.

Этих ребят из второй категории можно сравнить с маленьким мальчиком, который посмотрел фильм про мушкетеров, вышел на улицу, взял палку и принялся махать ею направо и налево, - говорит Александр. - Вот как этот мальчик с палкой не имеет никакого отношения к фехтованию, так безрассудные подростковые трюки не имеют ни малейшего отношения к паркуру.

Наш собеседник уверяет, что паркур не калечит человека, а совершенно наоборот: развивает все данные, которые в нем изначально заложены. Не отличаясь ни атлетическим телосложением, ни высоким ростом, профессиональные трейсеры прыгают выше и передвигаются быстрее многих спортсменов. А научиться этому не так уж сложно: при условии первоначальной физической подготовки за два месяца можно достичь вполне приличного уровня.

Практически в каждом городе Украины есть сообщества трейсеров, которые можно найти, например, через соцсети, - говорит Александр. - Поэтому не стоит рисковать жизнью, самостоятельно пытаясь освоить ненужные трюки. Лучше приходите на тренировки, которые, кстати, многие трейсеры проводят бесплатно.

РУФЕРЫ: ОПАСНО И НЕЛЕГАЛЬНО


Фото: photo.getup.com.ua

В Украину руферство (от английского roof - "крыша") пришло в 2004-м. Руферы исследуют всевозможные доступные и недоступные крыши зданий в поисках новых незабываемых эмоций и впечатлений.

Руферство - это опасно и нелегально. Основные препятствия для начинающих - закрытые выходы, наличие охраны и милиция. Однако настоящий профи может "взять" практически любой объект.

Законы физики одинаковы для всех, поэтому только строгое соблюдение правил техники безопасности дает возможность продолжительно заниматься этим опасным увлечением. Этому нигде не учат. К лазанью по высоткам близкая специальность промышленный альпинизм, но большинство руферов - энтузиасты, - делятся опытом столичные руферы и резюмируют: - Руферством могут заниматься абсолютно все, но некоторые - только один раз.

ДЖАМПИНГ: ПОСТАРАЙТЕСЬ НЕ ПРЫГНУТЬ В ВЕЧНОСТЬ

Фото: jumping.com.ua

Новички путают банжи-джампинг и роуп-джампинг, а между тем разница между ними принципиальная. Банджи - это прыжок вниз головой с привязанным к ногам специальным резиновым тросом. При таком прыжке резинка растягивается и охотника за адреналином подбрасывает вверх-вниз.

При роуп-джампинге прыгун использует альпинистскую систему страховки (беседку и грудную обвязку), прыгает с двумя веревками (основная прыжковая и страховочная), закрепленными у него на поясе. Отличительной особенностью роуп-джампинга является то, что прыжок оканчивается выходом на маятник, то есть джампер раскачивается из стороны в сторону.

Эти новые эмоции и ощущение полета ни с чем не сравнить! - говорит Константин Гармаш, инструктор по роуп-джампингу, а с 11 марта еще и президент только что созданной Всеукраинской федерации роуп-джампинга в Украине. - Именно за этим к нам и приходят!

Самое главное - правильно закрепить систему веревок и рассчитать их длину. Ошибки могут вполне стать шагом в вечность. Впрочем, Константин уверяет, что у них все серьезно и безопасно. За семь лет, в течение которых он работает инструктором, среди его клиентов не было ни одной травмы. И это притом что начинающие джамперы - в основном беспокойная молодежь в возрасте 18-30 лет (те, кто моложе 18 лет, к прыжкам не допускаются).

Кстати, Константин опроверг два бытующих мифа. Во-первых, оказывается, острых ощущений в полете девушки ищут почти так же часто, как и парни. А во-вторых, эти самые ощущения не притупляются ни на 10-м, ни на 20-м прыжке. Прыгать страшно всегда как в первый раз.

Те, кто профессионально занимаются экстремальным спортом, говорят, что самое главное - относиться к прыжкам очень ответственно, поскольку техника безопасности здесь - не пустые слова. И раз за разом предупреждают: не пытайтесь повторить это самостоятельно!

ЛИЦОМ ВНИЗ - ЭТО ПЛАНКИНГ


Фото: соц.сети

Начинающие планкеры просто ложатся на скамейку в парке, а то и вовсе дома, например на шкаф. У продвинутых планкеров есть высокая цель - улечься и сфоткаться в каком-то необычном месте. В соцсетях масса фотографий на капотах автомобилей, в салонах самолетов, в метро, на перронах вокзалов или просто на рельсах.

Несмотря на некую примитивность, у планкинга, оказывается, есть много видов: социальный (это когда люди дурачатся, чтобы познакомиться с новыми людьми), фигурный (выкладывают своими телами фигуры и надписи), фитнес-планкинг (планкер использует одну-две точки опоры), голый планкинг (ну тут все понятно) и т. д.

Открытая группа ВКонтакте Ukrainian planking game насчитывает 446 человек, а группа "Украинский планкинг" - менее 200. Так что ребята остро нуждаются в новых членах.

"Если все активные увлечения вами уже освоены, самое время лечь лицом вниз. Планкинг не требует особых умений, зато здорово поднимает настроение", - вот так на страничках соцсетей планкеры привлекают последователей.

Казалось бы, из всего вышеописанного следует, что планкинг - самое безопасное и безобидное увлечение, но, оказывается, и здесь есть свои жертвы. Так, в австралийском Брисбене 20-летний парень свалился с балкона седьмого этажа и разбился насмерть. Его планкинг на перилах оказался неудачным…

ЗАЦЕПЕРЫ: ПО РЕЛЬСАМ В АД


Фото: соц.сети

Им нравится кататься на поездах - именно "на", с внешней стороны. Это называется зацепинг.

Столичные зацеперы облюбовали для своих "развлечений" не только трамваи, но и городскую электричку. Подростков не пугают ни строгие предупреждения, ни составленные на них протоколы, ни даже смертные случаи.

В январе "Комсомолка" писала о том, что на железнодорожной станции Киев-Днепровский 15-летнего мальчика, который залез на крышу поезда, убило током. Железнодорожники пояснили, что напряжение в сети на столичной железной дороге составляет 27 тысяч вольт, и для того чтобы получить удар, достаточно приблизиться к проводам на 20-30 сантиметров.

Да что там наземный транспорт, когда даже метро зацеперы посещают чуть ли не каждый день. Осмотреть тотально каждый поезд невозможно, и подростки вовсю этим пользуются.

Как рассказал "КП" начальник службы движения Киевского метрополитена Сергей Ткачук, только за прошлый год сотрудники линейного управления милиции в метрополитене составили 19 административных протоколов по статье ст. 173 (мелкое хулиганство). Но это - капля в море, большинство нарушителей убегают.

Кстати, если хулиганы являются несовершеннолетними, админпротоколы составляют на их родителей за невыполнение ими обязанностей по воспитанию детей. Но, конечно, мамам и папам в первую очередь стоит опасаться совсем другого.

Кататься в метро, цепляясь за вагоны или забираясь на их крыши, опасно не только потому, что можно упасть и травмироваться, - поясняет Сергей Ткачук. - Напряжение на контактном рельсе составляет 825 вольт, поэтому поражение электричеством будет смертельным. В ноябре 2008 года произошел и вовсе кошмарный случай - во время движения поезда между станциями "Оболонь" и "Петровка" был смертельно травмирован молодой человек, который пытался проехать на крыше вагона. Зазор между крышей и верхним сводом тоннеля оказался слишком мал для того, чтобы там поместился человек.

КОМПЕТЕНТНО

"На риск ребенка толкают неблагополучие и темперамент"

Почему в подростковой среде возникают опасные увлечения и можно ли этого избежать? Об этом мы побеседовали с психологом Викторией ЕГОРОВОЙ.

- Что толкает подростков на такие рискованные увлечения - скука, безделье, желание покрасоваться перед приятелями?

Дети находят себе оригинальные занятия, которые постепенно вытесняют из их жизни остальные ценности, в том случае, если в обыденной жизни их что-то не устраивает. Это может быть недостаток внимания в семье, конфликты в коллективе, неуспеваемость в школе - в общем, все то, что принято называть неблагополучием. Современным занятым родителям часто недосуг разбираться в том, что, собственно, "не так" с их детьми. Так что любые нетривиальные занятия можно рассматривать как призыв к вниманию со стороны близких. Ребенок громко о себе заявляет, чтобы "заслужить" любовь и уважение.

- Может ли ребенок рисковать собой в знак протеста - например, если устал от родительских нравоучений или постоянного воспитания?

В знак протеста дети уходят из дома в самом широком смысле - на улицу, в Интернет, в алкоголь и наркотики, замуж. Но все же в экстрим - очень редко. Такое средство манипуляции - "ты меня воспитываешь - так вот тебе, поволнуйся, как я собой рискую!" - слишком энерго- и эмоционально затратное занятие, чтобы служить исключительно манипуляции. Хотя в единичных случаях такое, конечно, возможно.

- Насколько большое значение здесь может иметь жажда славы? Ведь профессиональный спорт - это годы ежедневных тренировок, а для опасного трюка хватит нескольких секунд храбрости. Зато в награду - восхищение окружающих и даже, если повезет, слава в Интернете.

Желания проявить себя, показать другим свои возможности, выделиться вполне отражают ситуацию в современном обществе. Глобализация и масштабное объединение людей и ресурсов приводят к тому, что ценность конкретного человека нивелируется.

Кроме того, такие экстремальные занятия примиряют противоположности: с одной стороны, дети и подростки объединяются с себе подобными, а с другой - выделяются из общей массы, стараясь проявить себя как можно ярче.

- Можно ли говорить о том, что у некоторых людей риск заложен "в крови"?

Некоторым людям просто необходим адреналин, выделением которого и сопровождаются подобные занятия. Также свою роль играет и определенный темперамент. Например, очень трудно представить себе экстремалом меланхолика или флегматика. Сангвиник увлечется экстримом исключительно в хорошей компании и ненадолго. Так что большинство экстремалов по определению холерики.

- И что же следует предпринять родителям холериков? Как направить этот адреналин в мирное русло?

Если ребенок проявляет склонность к экстриму, это часто становится заметным уже в 5-6 лет. В таком случае было бы разумно уже с детства подыскать ему занятие, где он смог бы реализовывать свои способности с минимальным риском. А став взрослее, привносил бы в жизнь своих близких азарт и захватывающий дух восторг. Ведь на самом деле если заниматься экстримом с умом, глупо не рисковать и не превращать его в зависимость, то ничего плохого в этом нет.

Если же вы видите, что увлечение вашего ребенка начинает преобладать над остальной его жизнью, а чувство самосохранения и здравый смысл при этом теряются, переключайте его на другую деятельность. Попробуйте чередовать занятия экстримом с не менее интересными делами, причем желательно в вашей компании. А вообще, любите своих детей, будьте к ним внимательны и помните, что, как говорил известный польский педагог Януш Корчак, "ребенок - это праздник, который пока с тобой".

Думаешь, что громко кричать, отбивая теннисный мяч - это и есть экстрим? А попробуй выпрыгнуть из самолета в вингсьюте - крылатом тканевом костюме, а потом приземлиться без использования парашюта. Или с небоскреба, но так, чтобы времени для раскрытия парашюта хватало едва-едва. Вот где реальный адреналин. Для большинства людей мероприятия, описываемые ниже, кажутся полным безумием, но тот, кто хотя бы раз попробовал, подтвердит - только в такие моменты ты чувствуешь себя хозяином судьбы .

Хотя есть одно обстоятельство. Если хочешь попробовать что-то из предложенных безумств - готовь кошелек. Подобные развлечения являются самыми дорогими хобби в мире , и даже только на подготовку, обучение и оборудование придется потратить не одну сотню долларов. Если вы предпочитаете традиционные развлечения экстремальным, смело отправляйтесь в лучшие Диснейленды в мире . Любителям ночной жизни и зрелищных ощущений придутся по вкусу самые дорогие и богатые ночные клубы в мире , где развлечениям нет конца.

10. Банджи-джампинг: $150-420/ прыжок


Если хочется почувствовать, что такое адреналиновый драйв, отправляйтесь на банджи-джампинг. Прыжок вниз с нереальной высоты . Человека держит только эластичный трос, который будет пружинить до полной остановки. Таким образом, даже после падения вы будете некоторое время продолжать беспомощно подпрыгивать в воздухе. Объектами для прыжков выбираются не только башни и высотные здания, но и движущие средства, например, вертолет или воздушный шар.

Цена удовольствие варьируется от $150 до $450 - стоимость возможности спрыгнуть со знаменитого моста в Шибенике, в Хорватии. Для прыжка не нужно покупать дополнительное оборудование. Все необходимое предоставляет оператор. Имейте в виду, к подобным прыжкам может развиться привыкание.

9. Хели-скиинг: $800-1 200/поездка


Хелли-скиинг - особое направление горнолыжного спорта , подходит для тех, кому обычный склон кажется детской песочницей. В поисках адреналина приверженцы хели-скиллинга поднимаются при помощи вертолетов на заранее намеченные горные вершины, а потом скользят вниз по нетронутым, белоснежным склонам. В мире действует всего несколько компаний, предлагающих вертолетные прогулки среди горных вершин . Данный вид спорта крайне опасен, так как никогда заранее не известно, что тебя ждет на склоне, какова поверхность, какие погодные условия в том районе, не подведет ли снаряжение.

8. Сплав по реке, рафтинг: $1 400/поездка


Довольно сложный и требующий определенной физической подготовки вид спорта - сплав по бурным рекам на надувной лодке . На протяжении

  • путешествия вас будет ожидать немало сюрпризов:
  • подводные водовороты,
  • камни,
  • неожиданные водопады,
  • резкие повороты,
  • сильные течения.

Все это несет в себе большой риск переломов и травм. Чтобы остаться в живых и прибыть к месту назначения целым и невредимым, необходимо специальное обучение. Высококлассный сплав обойдется как минимум в $1 000, плюс порядка $400 нужно будет потратить на оборудование и защитное снаряжение. Для новичков можно найти варианты и подешевле, с более безопасными условиями спуска. Полдня рафтинга будет стоить около $130, а полный день - $200.

7. Бейсджампинг: $1 700-2 000/прыжок


Данный вид развлечений не только чрезвычайно опасен, в ряде стран он официально запрещен . Для старта выбирается площадка на участке скалы или здания, расположенная примерно на 600-метровой высоте. Отсюда смельчаки спрыгивают вниз, вооружившись парашютами. Данная высота предполагает, что у вас есть всего несколько секунд для раскрытия парашюта и избежания удара о землю.

Взрыв адреналина гарантирован. Для бейсджампинга требуется парашют, отличный от классического. Его стоимость может доходить до $1 500. Костюм и шлем обойдется примерно в $500. Не стоит забывать и про затраты на возможность добраться до самых интересных площадок мира, а это немалые транспортные расходы.

6. Скалолазание: $600-2 000/поездка и оборудование


Скалолазание представляет собой покорение гор, опираясь на свои силы и оборудование для страховки . Но особые безумцы предпочитают оставлять страховку дома и отправляются в путь, вооружившись только специальными ботинками и мешком с мелом. Одна маленькая ошибка, и уже ничто не сможет предотвратить падение. Основное оборудование:

  • альпинистские ботинки,
  • веревки и тросы,
  • провода,
  • шлем,
  • сумка с мелом.

Общая стоимость может составить около 35 тысяч рублей. Немалую долю занимают транспортные расходы. Покорение горных вершин во всех точках планеты - занятие не дешевое.


Данный вид спорта предполагает прыжок из летящего транспортного средства - самолета или вертолета. Некоторое время, до раскрытия парашюта, вы будете находиться в свободном полете, а затем плавно, в течение нескольких минут, опуститесь на землю.

Полный комплект необходимого оборудования, включающий в себя:

  • контейнер,
  • главный купол,
  • резервный навес,
  • шлем,
  • высотомер,
  • другое защитное снаряжение,

может составить около $5 000. Стоимость прыжка варьируется в зависимости от страны и компании, обеспечивающей прыжки. Для новичков предлагаются тандемные полеты, а также обучение в специальных школах.

4. Полёты в вингсьюте: $2 000-5 000/прыжок и экипировка


Если вы когда-нибудь мечтали почувствовать себя птицей, парящей в небе, вы можете это осуществить, совершив незабываемый полет в вингсьюте - специальном комбинезоне, оснащенном перепонками из ткани в пространстве между руками и ногами и между ног, имитирующем крылья и хвост летящей птицы, и позволяющем человеку парить в воздухе .

Комплект вингсьют также включает в себя парашют, раскрываемый на достаточном приближении к поверхности земли. Некоторые осмеливаются прыгать, не раскрывая парашют. Для полетов крайне важно приобрести надежный костюм самого высокого качества. Его стоимость составляет примерно $1 500 и $2 000-5 000- стоимость парашюта. Прыжки осуществляются как с самолетов, так и со стационарных площадок. Подъем на самолете оплачивается дополнительно.

3. Скайсёрфинг: $200-400/прыжок, $6 000- оборудование


Скайсерфинг - одно из направлений скайдайвинга, с той лишь разницей, что до раскрытия парашюта вы напоминаете сноубордиста, мчащегося по воздуху . Скайборд позволяет выполнять в полете практически любые акробатические трюки. Стоимость "воздушной доски " для начинающих составляет $400, а крутые борды профессионалов могут достигать и $1 500. Не забываем цену парашюта, около $5 000, а также стоимость самого прыжка.

2. Дайвинг в подводных пещерах: $9 000/оборудование


Это самый опасный вид подводного плавания, и лишь немногие отваживаются им заниматься из-за высокой стоимости и сложного уровня требуемой подготовки. Все стандартное оборудование, используемое дайверами, просто бесполезно. Так как проблемы, с которыми можно столкнуться при погружении в пещеры, абсолютно иные:

  • отказ в освещении,
  • переохлаждение,
  • разного рода травмы.

Если вы решили заняться этим видом спорта, приготовьтесь потратить около $9 000 на экипировку, не говоря уже о стоимости проезда к месту погружения и самого погружения.

1. Высотный альпинизм: $100 000-120 000


С момента покорения Эвереста прошло уже более 50 лет, а число смельчаков, желающих повторить восхождение, не уменьшается. Цена, которую необходимо заплатить за то, чтобы вступить на высочайшие мировые вершины, может свести с ума. Для экспедиции необходимо специальное оборудование, без которого альпинисту не выжить и несколько часов .

Для поддержания жизнедеятельности необходимо оплатить пребывание подготовленного комплекса. Экипировка обойдется в сумму $8 000-15 000. А еще кислородные баки стоимостью $30 000, $10 000 - на зубчатую тяговую перевозку, $30 000 - на сопровождающего и $10 000-15 000 - на помощника сопровождающего, а лучше на двух.

Приятного путешествия!

Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних отражают современные представления о таких экстремальных развлечениях несовершеннолетних как зацепинг, трейнсерфинг. В них рассматриваются проблемы личностного становления несовершеннолетних группы риска и возможные пути их решения.

Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), - езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.

Зацепинг - это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи.

В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.

Зацепинг - это молодежное увлечение со своими традициями, негласными

правилами этики, языком общения. В России выраженный рост «зацеперства» произошел летом 2010 года.

В это время сформировалось организованное движения трейнсёрферов (зацеперов),

приверженцы которого создали сайты в сети Интернет, для обмена информации о трейнсёрфинге (зацепинге) и его пропаганде. В дальнейшем организованными группами зацеперов была проведена пропаганда проезда на крыше и снаружи поездов большими группами. Произошедший в связи с этим рост связанных с зацепингом несчастных случаев и рост публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер. Только в Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов составляет до 20 тысяч человек.

А статистика гибели зацеперов с каждым годом возрастатет. Особую тревогу вызывает рост числа травмирования несовершеннолетних и малолетних. В 2012 году только в Москве и Московской области пострадали 69 несовершеннолетних, 41 человек из них погиб. 2013 год отметился ростом детского травматизма: только в январе-феврале зарегистрировано уже 10 подобных случаев, семь детей и подростков погибли. Для сравнения: за январь-февраль 2012 года было зарегистрировано четыре подобных факта. В 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе подросток - это упавший с подвижного состава в результате зацепинга. Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних (в Центральной России за 2015 год погибли

16 несовершеннолетних, в 2016-м - 9).

На основе вышеприведенного анализа особенностей социальных групп подростков с девиантной ориентацией выводится важный методологический принцип.

Во-первых, подростки, склонные к девиантному поведению, обладают личностными и индивидуальными особенностями, которые детерминируют проявление девиаций в их поведении и группирование в объединения подростков со схожими особенностями.

Во-вторых, группы удовлетворяют потребности подростков, склонных к девиантному поведению, в общении, проведении свободного времени,m самоутверждении. Далее, в силу повышенного конформизма группы подростков с девиантной ориентацией становятся более жестко структурированы и закрыты для окружения, что приводит к замыканию подростков, склонных к девиантному поведению, в рамках антисоциальной среды.

И наконец, нахождение в девиантной среде ведет к деформации личности подростка, которая проявляется в еще большем разрыве межличностных связей с позитивным окружением, а также к развитию ориентации личности на девиантное поведение.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь, появление новых обязанностей, активное стремление к самореализации, к успехам в конкретном виде деятельности. У подростка происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются. Подростки становятся более дифференцированными и стойкими.

Поведенческие и характерологические особенности подростков:

Направление своей активности и энергии на благо (в ущерб) себе или окружающим;

Низкая (завышенная) самооценка, размытость границ личности, трудности в осознании и проявлении своих чувств, искаженность ценностных ориентаций и нравственных понятий.

Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:

- занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми,организовать совместную деятельность;

- слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;

- неэффективность досуговой системы;

- бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров и т.д., которые объединяются в сообщества, используя Интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами. В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»).

По их мнению зацепинг обеспечивает:

Получение удовольствия от скорости и процесса езды;

Расширенный обзор окружающей местности;

Возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;

Возможность сэкономить на оплате проезда;

Возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;

Возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);

Повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);

По мнению ряда трейнсёрферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и адреналину - это нормально для подросткового возраста.

Объяснение данному феномену можно найти в том, что «зацеперы» - это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на самую высокую башню Нью-Йорка или Останкинскую башню, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда. Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает: «Подростки учатся в основном на американских фильмах, где крутым считается тот, кто рискует жизнью. В таком возрасте не хватает положительных эмоций, нужен адреналин. Экстремалы получают удовольствие при превышении порога, им нужно возбуждение, и ради кайфа готовы рискнуть жизнью».

В профилактике экстремального поведения несовершеннолетних должны принимать участие как педагоги, так и родители подростков. Предотвратить развитие экстремального поведения в подростковой среде возможно с помощью превентивных мер воздействия, формируя правовое сознание несовершеннолетних.

Педагогам необходимо:

Проводить профилактические беседы с несовершеннолетними о последствиях зацепинга и о реальных опасностях экстремальных увлечений в целом;

Осуществлять просвещение родителей (о возрастных особенностях подростков, молодежи, роли семьи и семейного воспитания, формах подросткового

досуга);

Использовать в процессе информационного просвещения подростков наглядные материалы (создание архива печатных, видео- и фото- материалов по профилактике детского травматизма на объектах транспорта, метро и т.д.);

Осуществлять совместную профилактическую работу с сотрудниками МВД России на транспорте;

Организовывать беседы, лекции, открытые уроки в школах и детских летних лагерях с показом фильмов по правилам нахождения граждан на железнодорожных путях;

В образовательной деятельности использовать превентивные программы, имеющие ясные теоретические основания самого явления зацепинга, подкрепленные эмпирическими данными;

Разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие формированию безопасного поведения;

Разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие вовлечение несовершеннолетних в социально значимые проекты;

Способствовать приобретению несовершеннолетними социального опыта профориентации, связанной с деятельностью железной дороги;

Способствовать созданию волонтерских отрядов из участников неформальных

объединений;

Организовывать досуг несовершеннолетних, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия, квесты, игротренинги, семейные игры и т.д.

Родителям необходимо:

Вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;

Обучать детей правилам безопасности на железной дороге;

Предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и тд.;

Обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.

Что нельзя делать?

По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно! Так как специфика возраста приведет к внутреннему протесту и возрастанию еще большего интереса к экстремальным формам поведения.

Вывод один - всегда искать альтернативу.

В целях активизации профилактической работы в данном направлении

необходимо:

Повысить уровень взаимодействия с общественными формированиями, занимающимися проблемами подростков, и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях улучшения оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях, относящих себя к неформальным группам «зацепинга»;

Активизировать работу по организации целенаправленных профилактических мероприятий на наиболее криминогенных и травмоопасных участках обслуживания;

Проводить совместные межведомственные оперативно-профилактические

мероприятия, направленные на своевременное выявление и пресечение фактов

зацепинга.

Основные приемы работы:

Выявление мест проведения досуга молодежи, находящихся рядом с железной дорогой, информирование о них сотрудников полиции; пресечение фактов нахождения несовершеннолетних на железнодорожных перегонах, так как хождение по железнодорожным путям является основной причиной травматизма (особенно если подростки в наушниках или в капюшоне);

Своевременное пресечение зацепинга при попытке гражданина забраться на железнодорожный состав при подъезде (или при спрыгивании с состава) на перроне железнодорожной станции;

При выявлении взрослых лиц, занимающихся зацепингом или вовлекающих несовершеннолетних в эти группы необходимо провести разъяснительную профилактическую работу, направленную на возникновение психологического фактора «вины» у взрослого лица за возможную смерть несовершеннолетнего и прекращение данного вида деятельности;

Проведение разъяснительных работ в образовательных и социальных учреждениях, акций на улицах;

При выявлении подростков, причисляющих себя к зацеперам в ходе беседы или тестирования необходимо провести профилактическую работу, направленную на формирование здоровой жизненной позиции и прекращение данного занятия;

При выявлении подростка, занимающегося зацепингом в ходе совместного рейда с сотрудниками полиции и при привлечении данного подростка к административной ответственности необходимо провести с ним и его семьей психологическую и социальную работу, а также вовлечь данного подростка в общественно полезную жизнь по месту жительства и учебы.

Одним из главных условий повышения эффективности профилактической работы

является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростка и позитивное эмоциональное развитие с учетом его потребностей.

К экстремальному поведению относятся поездки снаружи метро, электричек и поездов, неформальные передвижения по высотным точкам зданий, исследование искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях и другие.

Перечисленные формы опасны и требуют особого внимания со стороны как исследователей, так и практиков (педагогов, психологов, сотрудников социальных и образовательных учреждений) и родителей

Экстремальные формы поведения подростков: зацепинг, трейнсерфинг.

Подростковый возраст требует романтики и героизма и еще он требует моральных правил, на которые мог бы ориентироваться, которые мог бы выполнять и против которых мог бы бунтовать. И на этом фоне активно и целенаправленно действуют различные группировки. Все они предлагают то, в чем нуждаются подростки: какую-то идею, которая кажется ему высшей, внутригрупповую мораль, которая берет на себя функции нравственного закона, организацию, принадлежность к которой в этом возрасте удовлетворяет базальную потребность в защите значительно выше, чем какая-нибудь случайная группа, возможность внутри группы реализовать потребность в интимно-личностном общении и стремление к длительным эмоциональным контактам (иметь друзей), возможность к самореализации и самоутверждению путем выполнения значимых для группы действий, наличием жесткой иерархии, позволяющей члену группы чувствовать себя защищенным и свободным от ответственности за себя и свои поступки.

Итак, одной из базовых потребностей подросткового возраста является стремление группироваться со сверстниками для общения и совместной деятельности. Удовлетворяя ее, подростки объединяются в неформальные группы, принадлежность к которым - практически обязательный элемент процесса социализации в этом возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли.

Для подросткового возраста также характерна так называемая реакция эмансипации. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. Подобную свободу или ее иллюзию дает улица .

На первом плане среди референтно значимых людей всегда оказываются сверстники, друзья, подруги, а родители часто занимают самое последнее место, даже после учителей. Эта обычная возрастная тенденция перерастает в серьезную проблему для тех детей, которые не имеют нормальных семейных отношений и заботливых родителей.

Поэтому практически все безнадзорные дети и подростки входят в состав асоциальных и антисоциальных групп. Это связано в первую очередь с тем, что для подростка «группы риска» неформальная среда общения очень часто является единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье, не посещая учебное и какое-либо досуговое учреждение, подросток вынужден примыкать к тому или иному объединению, автоматически принимая систему его норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной.

Кроме этого, среди причин, способствующих участию подростков в неформальных группах, прежде всего, необходимо отметить неблагополучие в семейных отношениях, плохую организацию досуга, разочарование в идеалах взрослых, социальную несправедливость. Также причины участия подростков в неформальных молодежных объединениях кроются в низкой успеваемости и отчужденности от классного коллектива, в потребности в эмоциональной разрядке, в недостатке внимания к подросткам в семьях, в безнадзорности, вызывающей чувство одиночества и беззащитности.

. Современный экстремальный досуг несовершеннолетних.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь,

Подросток начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс нередко проявляется в форме девиантного (экстремального ) поведения.

Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:

  • занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми, организовать совместную деятельность;
  • слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;
  • неэффективность досуговой системы;
  • бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров и т.д., которые объединяются в сообщества, используя Интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами. В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Рубцова, 2013).

Экстремальное поведение поведение подростка может иметь формы зацепинга или трейнсерфинга.

Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), - езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами. Зацепинг - это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.

Зацепинг - это молодежное увлечение со своими традициями, негласными правилами этики, языком общения.

Многочисленные группы трейнсёрферов общаются в Интернете, создают сообщества (ВКонтакте несколько десятков групп зацеперов по различным направлениям следования поездов российской железной дороги; там же обсуждают модели поездов, время и место сбора зацеперов, участники предупреждают друг друга о дежурящих на станциях полицейских или антизацеперах, а также делятся видео своих удачных «зацепов»; здесь же выкладывают видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы», происходит «естественный отбор»).

Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»).

По их мнению зацепинг обеспечивает:

  • получение удовольствия от скорости и процесса езды;
  • расширенный обзор окружающей местности;
  • возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;
  • возможность сэкономить на оплате проезда;
  • возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;
  • возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);
  • повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);
  • по мнению ряда трейнсёрферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и адреналину - это нормально для подросткового возраста.
«Зацеперы» - это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на самую высокую башню Нью-Йорка или Останкинскую башню, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда. Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает: «Подростки учатся в основном на американских фильмах, где крутым считается тот, кто рискует жизнью. В таком возрасте не хватает положительных эмоций, нужен адреналин. Экстремалы получают удовольствие при превышении порога, им нужно возбуждение, и ради кайфа готовы рискнуть жизнью».
Логика поведения зацеперов, руферов и им подобных очень напоминает логику наркоманов, которые утверждают, что «умирают от наркотиков лишь дураки», а они умные, и ни в коем случае не погибнут. Зацеперы, руферы - это люди, которые как правило не получают должного признания в семье, учебе, в коллективе сверстников и в результате уходят на сторону саморазрушения.

В России выраженный рост «зацеперства» произошел летом 2010 года. В это время сформировалось организованное движения трейнсёрферов (зацеперов), приверженцы которого создали сайты в сети Интернет, для обмена информации о трейнсёрфинге (зацепинге) и его пропаганде. В дальнейшем организованными группами зацеперов была проведена пропаганда проезда на крыше и снаружи поездов большими группами. Произошедший в связи с этим рост связанных с зацепингом несчастных случаев и рост публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер. Только в Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов составляет до 20 тысяч человек. А статистика гибели зацеперов с каждым годом возрастатет.

Особую тревогу вызывает рост числа травмирования несовершеннолетних и малолетних. В 2012 году только в Москве и Московской области пострадали 69 несовершеннолетних, 41 человек из них погиб. 2013 год отметился ростом детского травматизма: только в январе-феврале зарегистрировано уже 10 подобных случаев, семь детей и подростков погибли. Для сравнения: за январь-февраль 2012 года было зарегистрировано четыре подобных факта. В 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе подросток - это упавший с подвижного состава в результате зацепинга.

Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних (в Центральной России за 2015 год погибли 16 несовершеннолетних, в 2016-м - 9).

То есть цифры говорят сами за себя. Ежедневно в Центральной России на железной дороге гибнет три-четыре человека, ещё два-три получают травмы, в основном - тяжёлые. И практически каждую неделю гибнет несовершеннолетний.

Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:

  • потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук, пренебрежения правилом трёх опор при проезде и перемещении по поезду, проезда в неудобном и неустойчивом положении, использования ненадёжных конструкций в качестве точки опоры или для держания, проделывания трюков во время движения, проезда на поезде при отсутствии позволяющих держаться руками конструкций, обрыва конструкций поезда из-за подпила, ржавчины или усталости металла, а также соскальзывания с поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона или сильного ветра при нахождении трейнсёрфера на скользкой неровной поверхности и отсутствии возможности закрепления и удержания на вагоне;
  • поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам;
  • столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше;
  • падение на рельсовый путь под колёса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами. Например, несчастные случаи такого рода нередко происходят при запрыгивании на ходу на подножки товарных вагонов. Падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу.

Таким образом, самое опасное развлечение на железной дороге - это зацепинг!

Родителям необходимо:

  • вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;
  • обучать детей правилам безопасности на железной дороге;
  • предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и т.д.;
  • обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.

Что нельзя делать?

По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно! Так как специфика возраста приведет к внутреннему протесту и возрастанию еще большего интереса к экстремальным формам

поведения.

Вывод один - всегда искать альтернативу.

Тезаурус

Бекрайдинг - зацепинг с задней стороны хвостового вагона. Самая распространённая и безопасная разновидность. Перед самым стартом зацепер залезает либо запрыгивает сзади на сцепку, фару, буфер или на подножку (вариантов куча), и держится за выступы и ручки.

Битвинвагонрайдинг - езда между вагонами поезда, развитие бэксайд зацепинга. Также на сленге трейнсёрферов межвагонье именуется как «МВ», «битвин», «промежка».

Бортвагонрайдинг - проезд снаружи электрички (с боку).

Зацеперы - любители езды на крыше поезда.

Руфрайдинг - проезд на крыше поезда.

Трейнсёрфинг (от английского train surfing - наружная езда) - способ передвижения, проезд на автосцепных устройствах, на крыше или на межвагонных буферах пассажирских поездов.

Фронтрайдинг - проезд на автосцепке находящейся спереди поезда.

Фрустрация (от лат. frnstratio - обман, тщетное ожидание, расстройство, неудача) - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствия достижению цели. Проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, чувстве безысходности и др. Одной из защитных реакций при фрустрации является агрессивность ребенка.

Зачастую причиной описанных состояний являются унижения и оскорбления со стороны родителей, учителей. Фрустрация - это и психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, возникает при наличии реальных или мнимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности, желания. Состояние Ф. может сопровождаться разочарованием, тревожностью, чувством безысходности и отчаяния, агрессией и другими отрицательными переживаниями.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!