Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Гимнастика

МБОУ « Коношская СШ» Техника безопасности на уроках гимнастики. ТЕМА: Составила презентацию к вводному уроку: Годовикова М.В. учитель I. Общие требования безопасности К занятиям допускаются учащиеся: .отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам; .прошедшие инструктаж по мерам безопасности; .имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Учащийся должен: .иметь коротко остриженные ногти; .заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя; .бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению; .знать и выполнять настоящую инструкцию. Гимнастические снаряды должны быть надежно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности: .маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений; .канат не должен иметь порывов и узлов; .перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии; .поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов. Не выполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках. Выполняя упражнения потоком (один за другим) соблюдайте достаточные интервал и дистанцию. Не выполняйте сложные элементы без страховки, если нет уверенности в их выполнении. Учащийся должен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной гимнастикой. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе. II. Требования безопасности перед началом занятий Учащийся должен: .переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь; .снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, браслеты, часы и т. д.); .убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы; .под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия; .по команде учителя встать в строй для общего построения. Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастических снарядов. Не переносите и не перевозите тяжелые гимнастические снаряды без специальных тележек и устройств. При переноске матов держитесь за специальные ручки сбоку по два человека с каждой стороны. При укладке следите, чтобы их поверхность была ровной и не сбивалась в комок, не было зазоров, а также наложения края мата на другой. На опорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя, длиной не менее пяти метров. Высоту перекладины устанавливайте в положении, когда она лежит на полу. Хорошая прочность растяжек и креплений должна обеспечить устойчивость снаряда. Не стойте под перекладиной во время ее установки. Устанавливая прыжковые снаряды, выдвигайте ножки поочередно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд. III. Требования безопасности во время занятий Учащийся должен: .каждый раз перед выполнением упражнения проверять крепление стопорных винтов; .вытирать руки насухо, использовать магнезию; .выполнять сложные элементы и упражнения со страховкой; .при выполнении прыжков и соскоков приземляться мягко на носки ног, пружинисто приседая; .при появлении во время занятия боли в руках, покраснения кожи, водяных пузырей на ладонях прекратить занятие и сообщить об этом учителю; .переходить от снаряда к снаряду организованно, по общей команде, способом, указанным учителем. Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнения другим учащимся, не отвлекайте и не мешайте ему. Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем. Не раскачивайте канат, на котором учащийся выполняет упражнение. Не используйте его не по назначению. Прежде чем выполнять упражнение на бревне, разучите его и добейтесь уверенного исполнения на полу или гимнастической скамейке. Выполняя упражнение на перекладине, необходимо помнить, что неточность в исполнении упражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и падению. Перед выполнением опорного прыжка установите гимнастический мостик от снаряда на расстоянии в зависимости от ваших возможностей, способностей и подготовленности. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи при разбеге или в месте приземления. При выполнении опорного прыжка другим учащимся не перебегайте место для разбега. Осуществляйте страховку стоя за снарядом. Выполняйте вольные и акробатические упражнения на матах или ковре. Перед выполнением упражнения убедитесь, что на ковре или матах нет посторонних предметов или учащихся, которые могут помешать выполнить задание. Во время выполнения упражнений не выбегайте на ковер, не мешайте другим. IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях Учащийся должен: .при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры; .с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»; .при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации; .по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть. V. Требования безопасности по окончании занятий Учащийся должен: .под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения; .организованно покинуть место проведения занятия; .переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь; вымыть с мылом руки. Уроки гимнастики включают в себя следующие разделы: 1.Строевые упражнения и передвижения, повороты. 2. Акробатика 4. Лазанье по канату; -упражнения на шведской стенке. 3.Упражнения на снарядах: -опорные прыжки через коня и козла; -упражнения на перекладине; Строевые упражнения и передвижения, повороты. Строевые упражнения. Строевые упражнения - неотъемлемая часть каждого урока. К строевым приемам относятся действия учащихся по команде «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты и расчет. Перекладина: - в местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты; - при укладке матов следить, чтобы их поверхность была ровной; - при выполнении соскоков со снарядов приземляться мягко, на носки, пружинисто приседая; - не выполнять упражнений без страховки; - не выполнять упражнений с влажными ладонями, при наличии свежих мозолей; - не заниматься на неисправных и грязных снарядах. Опорный прыжок: - прочно установить снаряд, проверить его исправность; - в месте соскока ровно уложить мат; - проверить исправность мостика; - не выполнять упражнения без страховки. Канат: - В месте со скока уложить гимнастические маты; -правильно спускаться вниз по канату; -при покраснении кожи или появлении потертостей на ладонях, прекратить выполнение упражнения; - Не стоять близко к снаряду при выполнении упражнения другими учащимися. Шведская стенка: - на одной стенке нельзя находиться одновременно двум учащимся; - нельзя прыгать со снаряда; следует спускаться донизу; - не выполнять упражнений с влажными ладонями, при Упражнение на Шведская стенка: Поднимание ног в висе Акробатические упражнения Для выполнений акробатических упражнений, нужно уметь группироваться сидя, лёжа на спине и в приседе После ознакомлений с группировкой можно переходить к изучению кувырков. Наклон вперёд - вниз с доставанием кончиками пальцев и ладонями пола, а так же наклон на гибкость со скамейки в ведён в программу сдачи норм ГТО. Самостраховка заключается в способности учащегося: а) своевременно прекратить выполнение упражнения в тот момент, когда ученик чувствует, что может упасть, сорваться со снаряда; б)способность выполнить упражнения с достаточной амплитудой, в правильном направлении и с необходимым положением тел (его частей), таким образом, чтобы избежать ушибов, паданий, травм; Умение самостраховаться совершенствуется по мере изучения движения при целеноправленной помощи учителя физической культуры. Литература: 1. Малая энциклопедия Физкультура и спорт- М.: «Радуга» 1982. 2. Энциклопедия для детей Спорт - М.: «Аванта» 2001. 3. И.М. Бутин, И.А. Бутина, Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленников Физическая культура 911кл. - М.: «ВЛАДОС» 2003. 4. Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский, Л.Б. Кофман Физическая культура 5-7 кл.М.: «Просвещение» 1996. 5. П.К. Петров Методика преподавания гимнастики в школе - М.: «ВЛАДОС» 2000. 6. В. И. Лях Методика физического воспитания учащихся 10-11 кл.-М.: «Просвещение» 2002. 7. В. С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе - М.: «ВЛАДОС» 2002. 8. Г.И. Бергер, Ю.Г. Бергер Урок физкультуры - М.: «ВЛАДОС» 2003

Уроки по физической культуре всегда связаны с повышенным риском травматизма. Это накладывает на учителя по физкультуре высокие требования к исполнению техники безопасности. Преподаватель, а также каждый ученик должны неукоснительно придерживаться установленных правил. Руководство учебного заведения обязано обеспечить соответствие нормативам безопасности спортивный зал, открытую спортивную площадку, а также спортивный инвентарь и любое дополнительное оборудование использующееся на уроках. В случае если преподаватель физкультуры обнаружил несоответствие каких-либо объектов, связанных с занятиями, установленным нормам, он должен незамедлительно уведомить об этом руководство школы и прекратить использовать их в уроках до устранения опасности.

Предполагает, что ученики с ней будут ознакомлены еще до того как приступят к занятиям. Правила техники безопасности направлены на минимизацию травматизма во время уроков и обязательны к выполнению всеми участниками процесса обучения.

Здесь мы приводим лишь базовые правила техники безопасности по физкультуре. Каждое учебное заведение может видоизменить или дополнить перечень запрещенных или разрешенных действий в соответствии местными условиями. Также рекомендуем ознакомиться со статьей "Техника безопасности на уроках труда в мастерской". А для учителей младших классов, возможно, будет интересен материал, размещенный на нашем сайте, "Правила безопасности на уроках труда для младших школьников"

Вводные положения техники безопасности на уроках физкультуры

  • Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие на обучающихся таких факторов: травмы при падении на твердом покрытии или грунте, травмы при нахождении в секторе броска, травмы вследствие плохой разминки, травмы при столкновении и нарушении правил спортивных игр или обращения со спортивным инвентарем. Для минимизации рисков необходимо придерживаться техники безопасности;
  • К занятиям по физической культуре допускаются только ученики, которые прошли инструктаж по технике безопасного поведения;
  • На уроках по физической культуре участвуют только ученики, которые имеют соответствующих уровень допуска из медицинского учреждения и предоставили преподавателю документ;
  • Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на уроке.
  • После болезни ученики обязаны предоставить преподавателю справку из медицинского учреждения;
  • Учащиеся для занятий по физической культуре обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае если урок проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям;
  • На занятиях физкультуры запрещено жевать жевательную резинку или употреблять пищу;
  • После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.

Положения техники безопасности на уроках физкультуры во время учебного процесса, а также до и после занятий

Техника безопасности на уроках физкультуры до начала занятий

  • Ученики должны переодеваться в специально отведенном для этих целей помещении – раздевалке. Мальчики и девочки должны переодеваться в раздельных помещениях. На занятие ученик должен выходить в спортивной форме и обуви;
  • Перед уроком необходимо снять с себя и убрать из карманов все предметы, которые могут представлять собой опасность при занятиях физкультурой – браслеты, перстни, часы и так далее.;
  • С разрешения учителя школьники могут приходить на место проведения урока;
  • Перед уроком физкультуры с разрешения преподавателя ученики могут аккуратно подготовить спортивный инвентарь;
  • Услышав команду, ученики должны встать в строй для начала проведения урока физкультуры.

Инструкция по технике безопасности на уроках физкультуры во время занятий

  • Необходимо внимательно слушать и неукоснительно выполнять инструкции учителя по технике безопасности на уроках физкультуры;
  • Выполнять упражнения и брать спортинвентарь можно только после соответствующего разрешения преподавателя;
  • Выполняя групповой забег на короткую дистанцию, бежать только по свой дорожке;
  • При забеге для минимизации риска падения и столкновения после пересечения финишной черты школьник не должен резко останавливаться;
  • Нельзя выполнять прыжки на рыхлом, скользком или неровном грунте, также нельзя приземляться после прыжка на руки;
  • Перед выполнение упражнений метания необходимо удостоверится в отсутствии в секторе броска людей или посторонних предметов. Также нельзя стоять справа вблизи от метающего, находится в зоне броска во время упражнения и ходить за снарядами без разрешения преподавателя;
  • Во время упражнений выполнять соответствующие правила техники безопасности: соблюдать дистанцию, избегать несанкционированных падений, столкновений и так далее;
  • Ученикам запрещено несанкционированно менять траекторию движения, делать опасные движения или броски предметов, выполнять упражнения на брусьях и перекладине с влажными ладонями, баловаться и мешать проведению занятия;
  • При ухудшении самочувствия или получении травмы школьник обязан немедленно прекратить занятие физическими упражнениями и сообщить об этом преподавателю.

Техника безопасности на уроках физической культуры после занятий

  • При необходимости и с разрешения преподавателя ученики убирают спортивный инвентарь;
  • Ученики после разрешения учителя по физкультуре организованно и спокойно покидают место спортивных занятий и идут в раздевалку;
  • Учащиеся переодеваются в школьную одежду и обувь;
  • Школьники хорошо моют с мылом руки и умываются.

Техника безопасности – это важный элемент учебного процесса, поэтому к нему надо относиться серьезно в первую очередь каждому из преподавателей, внимательно проверяя состояние инвентаря и контролируя поведения школьников.

Инструкция по ТБ на занятиях гимнастикой

Общие требования безопасности

    1. К занятиям гимнастикой допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

    2. Опасность возникновения травм:

  • при выполнении упражнений на неисправных спортивных снарядах, а также при выполнении упражнений без страховки;
  • при выполнении упражнений без использования гимнастических матов;
  • при выполнении упражнений на загрязнённых спортивных снарядах, а также при выполнении упражнений на снарядах с влажными ладонями.
3. В спортивном зале должны быть огнетушители и аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

Требования безопасности перед началом занятий:

    1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

    2. Протереть гриф перекладины сухой тряпкой и зачистить шкуркой.

    3. Проверить надёжность крепления перекладины, опор гимнастического коня и козла, закрепление стопорных винтов брусьев.

    4. В местах соскока со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.

Требования безопасности во время занятий:
    1. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя (преподавателя) или его помощника, а также без страховки.

    2. При выполнении прыжков и соскоков со снарядов приземляться мягко, на носки, пружинисто приседая.

    3. Не стоять близко к снаряду при выполнении упражнений другим учащимся.

    4. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями.

    5. При поточном выполнении упражнений (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.

Инструкция по ТБ на занятиях гимнастикой

Сообщите, пожалуйста, если Вы обнаружили ошибочную ссылку или документ скачивается с ошибкой

Учебные заведения во время занятий ответственны за обучающихся детей и обязаны сохранить им жизнь, здоровье и безопасность. Преподаватели физкультуры и ОБЖ обязаны знать сами и донести до учеников причины опасных ситуаций и возможности их избежать. В каждой школе обязательно проводится инструктаж по технике безопасности (ТБ), сами же учителя, обязаны уметь оказывать первую помощь и знать, как повести себя в конкретной ситуации.

Типичные травмы

Пожалуй, самый травмоопасный предмет из школьной программы – это уроки физической культуры. К примеру, при занятиях гимнастикой высок риск таких типичных повреждений:

  • ссадины и срывы мозолей;
  • ушибы тела и головы;
  • разрывы сухожилий, мышц
  • растяжения в локтях, запястьях, плечах, коленных и голеностопных суставах

Это лишь малая часть последствий неправильного поведения при занятиях на уроках физической культуры. Далее рассмотрим правила, которыми руководствуются все учебные заведения перед допуском учащихся к урокам.

Общие требования

К упражнению допускаются ученики:

  1. Имеющие основную или подготовительную медицинскую группу, которым не противопоказаны по здоровью те или иные действия.
  2. Прошедшие инструктаж по технике безопасности на уроках физкультуры для учеников.
  3. Обязательно переодетые в спортивную обувь и форму для занятий.

Не допускаются длинные ногти и волосы, в распущенном состоянии. Ученик должен понимать, что недопустимо невнимательно относиться к спортивному инвентарю, баловаться и умышленно толкать своих одноклассников, во избежание травматизма, а так же запрещено без разрешения преподавателя брать инвентарь, выполнять упражнения без присмотра.

Техника безопасности на уроках гимнастики предполагает, что гимнастическое оборудование должно соответствовать стандартам, быть надежно закреплены и часто проверяться. Любые металлические опоры необходимо закрывать матами. От тщательности проверки зала перед занятиями может зависеть здоровье детей, поэтому:

  1. Маты должны быть целыми, без торчащих частей, укладываются они на все возможные предполагаемые места падений или ударов.
  2. Канат проверяется на возможные надрывы, если имеются лишние узлы, их нужно убрать.
  3. Деревянные поверхности снарядов, например бревно, должны быть гладкими, без шероховатостей, сколов, заусениц. Подобные снаряды выставляются на высоту, подходящую возрастной группе учеников.
  4. Металлические поверхности, например у перекладины, не должны иметь ржавчины на местах соприкосновения с кожей.
  5. Мягкие набивные элементы также проверяются на наличие прорезов, надрывов, пустот.
  6. Запрещено выполнять упражнения со спортивным инвентарем, если на ладонях имеются свежие раны и мозоли.

Общие требования безопасности при проведении занятий по гимнастике в группе, предполагают выполнение сложных элементов с подстраховкой. Дети должны соблюдать достаточную дистанцию, чтобы не поранить друг друга.

Обязанности учеников

Гаджеты, техника, часы, украшения не должны находиться при себе. Такие вещи сдаются преподавателю или запираются на замок. Правила безопасности на уроках гимнастики предполагают, что перед занятиями ученики переодеваются в специальную форму и далее действуют организованно и только по разрешению учителя.

Ученики должны перед выполнением упражнений насухо вытирать руки, завязывать шнурки, для предотвращения внезапных соскоков с инвентаря. Любые занятия, где предусмотрены прыжки, выполняются мягко и без спешки, повторяя рекомендации преподавателя. Если замечено ухудшение самочувствия, ранения или другие происшествия, об этом следует сразу сообщить учителю.

Также по технике безопасности на уроке гимнастики запрещено мешать другим детям выполнять упражнения, трогать во время этого снаряд или их самих, а также отвлекать. Любое упражнение на бревне должно быть выучено на более низком основании или на полу.

Действия в экстренных ситуациях

Техника безопасности на уроках предусматривает своевременное оповещение учителя о любой нестандартной ситуации. Если кому-то стало плохо или получена травма, нельзя скрывать этот факт. Пострадавшему предоставляется покой и вызывается врач, если своими усилиями ликвидировать травму нельзя.

В случае пожара нужно придерживаться техники безопасности на гимнастике на уроках физкультуры для учеников, инструкция обязывает прекратить любое занятие и организованной группой вместе с преподавателем эвакуироваться согласно соответствующему плану, оповестить руководство и вызвать пожарную службу.

Окончание занятия

По технике безопасности на уроках после завершения всех заданий ученик должен по команде учителя убрать весь спортивный инвентарь в специально отведенные места и так же организованно покинуть зал. После чего, дети моют руки с мылом и переодеваются.

Это общие рекомендации по безопасности на уроках гимнастики в школе, более подробная инструкция есть в каждом учебном заведении, как правило, ее дают на подпись ученикам. Следуя простым правилам, проверенным годами практики, можно сильно сократить риск от занятий спортом и предупредить угрозу травм заранее.

ИНСТРУКЦИЯ №_____

по охране труда при проведении занятий по гимнастике

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям гимнастикой допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по гимнастике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

      При проведении занятий по гимнастике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

Травмы при выполнении упражнений на неисправных спортивных снарядах, а также при выполнении упражнений без страховки;

Травмы при выполнении гимнастических упражнений без использования гимнастических матов;

Травмы при выполнении упражнений на спортивных снарядах с влажными ладонями, а также на загрязненных снарядах.

Травмы при выполнении упражнений без разминки.

1.4. В школе должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5. При проведении занятий по гимнастике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации школы. При неисправности спортивного оборудования прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

1.7. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения упражнений и правила личной гигиены.

1.8. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.2. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.

2.3. Проверить надежность крепления перекладины, крепления опор гимнастического коня и козла, крепление стопорных винтов брусьев.

2.4. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.

3. Требования безопасности во время занятий

3.2. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя или его помощника, а также без страховки.

3.3. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями.

3.4. Не выполнять упражнения на гимнастических матах без разминки мышц шеи, рук и спины.

3.5. Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений другим обучающимся.

3.6 При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться мягко, на носки ступней, пружинисто приседая.

3.7. При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1.При появлении во время занятий боли в руках, покраснения кожи или потертостей на ладонях, а также при плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

4.2. При возникновении пожара немедленно прекратить занятия, эвакуировать учащихся из спортивного зала, сообщить о пожаре администрации школы и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью огнетушителя

4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании занятий

5.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

5.2. Протереть гриф перекладины ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой.

5.3. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.

5.4. Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!