Кулачный бой на масленицу название. Масленичные забавы: кулачные бои

Кулачные бои.

Масленичное веселье включало в себя и силовые игры, среди которых у русских наиболее распространенными были кулачные бои и взятие «снежного городка».

Кулачные бои имели две главные разновидности: бились «сам на сам» (каждый сам за себя, против всех) и «стенка на стенку» (одна группа против другой). В «ку-лачках», как нередко в народе называлась эта забава , принимало участие практи-чески все мужское население. Устраивались такие бои на «широкой Масленице» — в четверг или пятницу, когда масленичный разгул достигал своего апогея.

Масленица-пышка на улицу вышла,

На гору кататься, с ребятами драться!

Ребята — дураки, нажимали кулаки,

Нажимали кулаки все на Масленицы на боки!

Поразмять на Масленичной неделе косточки «в драке кулаками для забавы, для молодечества» одинаково любили и крестьяне, и горожане; кулачные бои в городах и крупных селах нередко принимали грандиозный характер, иногда заканчиваясь и тяжелыми увечьями.

Невзирая ни на какую погоду, кулачный бой разгорался с особенным азартом к вечеру. «Тут уж стена не наблюдается — все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья».

Со стороны казалось, что толпа дерущихся мужиков неуправляема, что, войдя в раж, они колотили друг друга без разбора, не признавая никаких норм и законов. На самом деле у кулачников существовали строгие неписаные правила ведения боя, будь то рукопашная схватка один на один, стенка на стенку, или самый древний вид — «свальный бой» (бойцы одной партии шли на противника не стенкой, а врассыпную), или борьба «на поясах», или палочный бой. Состязания в кулачном бою регламентировались определенными правилами, отражавшими морально-этичес-кие нормы, господствовавшие в традиционном обществе. Напри-мер, биться следовало «по любви», то есть «не иметь сердца» на противника; за-прещалось бить лежачего, наносить удары сзади, брать в руки предметы, утяже-лявшие удар (скажем, кастет, камень). Правила «стеночного» боя включали и такое положение: «лежачий в драку не ходит», что означало: «боец, сбитый на землю и оказавшийся при наступлении противной „стенки" в тылу ее, не имел права встать и снова вступить в бой; для этого ему надо было достичь пределов своей „стенки", обежав вокруг поля боя». По многочисленным свидетельствам, нарушение традиционных пра-вил каралось самым жестким образом: виновного били и своя, и чужая стороны, и он с позором изгонялся с поля боя. Бывали случаи, когда боец наказывался за использование приемов, которые хотя и не запрещались, но могли быть признаны обществом как нечестные.

Повсеместно соблюдался особый порядок выхода на бой. Обязателен был ри-туальный зачин — «задирание», «похвальба»: перед началом схватки с обеих сторон в адрес друг друга раздавались насмешки с целью раззадорить, задеть противника, вывести его из равновесия. Когда словесная перебранка достигала высшей точки, в бой двумя партиями вступали подростки 12—14 лет. После того как определялся перевес одной из сторон, в бой спешили, защищая своих, «выростки» 13—17 лет, младшие же в обязательном порядке выходили из игры. За «выростками» на поле шли мужики, и тогда начинался «заправский» бой. В нем тоже соблюдалась оче-редность: первыми в кулачное противоборство вступали «женихи» — холостые парни лет 18—23. Через некоторое время они переходили на фланги двух выступивших вперед рядов взрослых — «женатых». Последних иногда сменяли «стари-ки», особенно если бой принимал опасный характер и «взрослые» не могли вовремя остановиться; и только при появлении на поле «стариков» заканчивали сражение.

Бой иной раз длился несколько часов. По окончании его борцы расходились по домам, горячо обсуждая ход и результаты сражения. Зла обычно никто не держал, и поставленный проигравшими «выкуп» распивался всеми на равных.

Взятие снежного городка.

Взятие снежного городка — излюбленная потеха сибиряков. Это, так сказать, «визитная карточка» сибирской Масленицы. Хотя в 19 веке ее знали также в Тульской, Пензенской, Симбирской губерниях, причем в двух вариантах — дет-ском и взрослом, она нигде не достигала тех масштабов и того размаха, какой был присущ «взятию снежного городка» в Сибири.

Из снега и ледяных глыб возводились настоящие крепости с арками, башнями, высокими стенами, которые иногда украшались ледяными скульптурами. Чтобы закрепить сооружение, его обливали водой, что, кстати, делало поверхность кре-пости скользкой и трудной для штурма. Защитники крепости («городка»), воору-женные снежками разной величины — «пулями» и «ядрами», отбивались от напа-дающих, которые стремились прорваться в укрепление и развалить его — «взять», «сломать город». Штурмующие крепость мальчишки обычно вооружались метла-ми и помелами. Если среди нападающих взрослых кроме пеших были и всадники, обороняющие тогда использовали не только снежки, но и палки.

После взятия городка предводителя атакующей стороны, носившего громкое звание «воевода», «атаман», нередко купали в проруби. Затем начиналось всеоб-щее угощение — приносили блины и выставлялось ведро водки, остальная еда — по обстоятельствам и возможностям. В конце концов все с песнями расходились по домам.

В южных районах России, где снега и льда не было, существовал свой вари-ант масленичной игры «взятие города». Под «городом» здесь понималась ком-пания девушек, оборонявшихся от парней и молодых мужиков.

В казачьих станицах в установленное традицией время все девушки собирались на выбранном заранее месте, приносили с собой длинную и широ-кую скамью. Вооружившись палками, они вставали на скамью, готовые защи-щать свой «город». Мужчины верхом на конях штурмовали «девичью крепость»; молодые казачки, обороняясь, нещадно колотили их палками. Кому удавалось пробиться сквозь строй девушек и оказаться у них в тылу, то есть «взять город», тот получал право перецеловать всех защитниц.

Ежегодно в Казани проводится яркое и красочное празднование Масленицы. Хотите организовать свой веселый праздник в Казани? Зайдите на страничку " "

ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ (ЧАСТЬ 32 - МАСЛЕНИЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ. КУЛАЧНЫЕ БОИ)

Признаюсь, что драки не люблю, и бокс, как вид спорта, не понимаю. Но поскольку День защитника Отечества празднуется в этом году на масляной неделе решил рассказать о старинной русской забаве - кулачных боях. Своеобразная связь между этими праздником и увеселением все же есть.

Эпиграф:
«Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей «стенки» против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Максим Горький
роман «Жизнь Матвея Кожемякина»

Кулачный бой - праздничное развлечение парней и молодых мужчин, потеха, представляющая собой рукопашное состязание без применения оружия, то есть, бой кулаками.
Славяне издавна были известны как доблестные воины, и поскольку междоусобицы и войны на Руси были привычным явлением, каждому мужику нужно было владеть ратными навыками.
Показать свою удаль, силу и даже военные хитрости позволяли как раз традиционные кулачные бои. Они устраивались зимой и на святки, и на Масленицу, но предпочтение отдавалось масляной неделе из-за ее общего разгульного характера. После обильных застолий народ отправлялся, как говорили, «блины вытряхивать», и мужская часть населения с удовольствием показывала перед всеми свою удаль и молодечество. Кулачные бои также называли «кулачки», «бойовище» или «бойка».

Евгений Штыров Масленица.

Кулачный бой

Богатырская Россия
У тебя желанье есть –
Люд честной потешить силой,
Душу русскую отвесть.

Свистни сочно, залихвасто,
В чисто поле позови,
Выводи сынов вихрастых
На кулачные бои.

Языкастая Россия,
Их покличь раным-ранО!
Выйдут ушлые, босые,
Подбоченясь озорно.

И пойдут стеной на стенку
Удалые мужики.
Кто под дых, кто под коленку
Раздавая тумаки,

По загривку, в упоенье,
Только слышно «э-эх» и «ох»,
И досадное пыхтенье
Вдрызг расквашенных носов.

Сыплют крошевом зубовным,
(Развлеченьице – под стать!)
Вспоминают крепким словом
Душу, Господа и Мать!

«Эх, ты, силушка родная,
Выручай, ядрёна вошь!» –
И молотят, подминая:
«Врёшь, вражина, не возьмешь».

Лепота – поднять героя
У девчонок на виду
И кружить над головою:
«Осторожней, зашибу!»

Бросить вниз, как сноп пшеничный,
Зыркнуть гордо, свысока,
И набычиться вторично
На встающего врага.

Разнимать бойцов не нужно,
Вот закончат обмолот,
И пойдут, обнявшись дружно.
Им не нужен укорот.

Только пришлые вздыхают:
«Ты попробуй их пойми,
Что за невидаль такая
Рукопашные бои?»

Не понять им, в чём охотка?
Горячат младую кровь
Пляска, водка да молодка,
Да к побоищам любовь!

Борис Кустодиев Кулачный бой на Москва-реке 1897 г.

История

Кулачные бои сопровождали празднества на Руси с глубокой древности и практически до начала XX века. Первые упоминания о таких поединках сделал летописец Нестор в 1048 году, причем написал он, что игрища с множеством людей, которые «упихати другъ друга и позоры деюще» и что все это «от беса замышленаго дела». Слова «от беса» являлись после основным доводом запрета этих игрищ.

Кулачные бойцы. Русский лубок конца XVIII века.
Удалые-молодые (Кулачные бойцы). Русский лубок середины XVIII века.

Славяне считали покровителем боевых искусств Перуна, которому и посвящали «показательные выступления» и ратные состязания. После крещения Руси началась борьба с этими языческими обрядами. В 1274 году митрополит Кирилл на Соборе во Владимире призывал «позоры некакы бесовскые творити, с свистанием и с кличем и с воплем съзывающие некы скаредные пьяница и бьющеся дрекольем по самые смерти и взимающе с убиваемых порты» и постановил участников кулачных боев отлучать от церкви, а убитых не отпевать.
Тем не менее, традиция народная продолжалась. В Новгороде кулачные бои часто проходили на Великом мосту, соединявшем новгородский Детинец с Торговой стороной, в Москве с XIV века был известен Великий луг, а с XVI века кулачные бои устраивались в Государевом саду за Москвой-рекой, напротив Кремля, на месте знаменитого Царицына луга.
Широко распространёны были кулачные бои при царе Иване IV Грозном, хотя духовенство по-прежнему считало кулачные бои «богомерзкой забавой» и карало «кулачников» наказаниями. В 1636 году патриарх Иосаф писал, что «на праздниках многие люди в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства».

Михаил Песков.Кулачный бой при Иване IV.

9 декабря 1641 года царь Михаил Фёдорович издал указ, по которому если «всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе, тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье». Указы о запрете кулачных боев были изданы также 2 ноября 1684 года и 19 марта 1686 года. В них участникам назначались наказания в виде денежных штрафов, битья батогами и даже «ссылка въ украйные городы на вечное житье». Однако кулачные бои продолжали существовать, но участники стали выбирать сотских и десятских, которые следили за правилами боя.
Императору Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа».
Историки считают, что рукопашный бой сыграл важную роль в победе над шведами под Полтавой 27 июня (8 июля) 1709 года.

Кристиан Готтлиб Гейслер Кулачный бой (гравюра).

Его внук Пётр II Алексеевич большую часть своего времени посвящал кулачным боям. С XVIII века в русской армии система военно-физической подготовки включала обязательный кулачный бой.
Но и после этой победы церковь указом от 24 июля 1726 года запретило бои, как «зловредную потеху». Императрица Елизавета Петровна, узнав о жестоких боях на Миллионной улице, в 1751 году приняла постановление, запрещающее проведению боев в Санкт-Петербурге и Москве.
А при Екатерине II кулачные бои вновь стали пользоваться большой популярностью. Ее фавориты, братья Григорий и Алексей Орловы постоянно участвовали в кулачных боях и часто выходили победителями.
Николай I в 1832 году вновь запретил кулачные бои «как забавы вредныя», а после 1917 года эти бои отнесли к пережиткам царского режима и совсем исчезли. В 1990-х годах XX века стали возрождаться школы славянских боевых искусств, которые включали в свою программу и кулачный бой.

Николай Голиков Песня про купца Калашникова. 1955 г.

Подготовка

Команды «кулачников» составлялись по социально-территориальной принадлежности людей, в них принимали участие обычно простой народ и торговцы. Друг с другом могли биться две деревни, два конца одного села, жители разных слободок, улиц или мануфактур, заводов.
К бою готовились за одну-две недели: выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов. А «кулачники» тем временем тщательно готовились к бою – парились по несколько раз в неделю в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали бойцу силу и смелость.

Кулачный бой. Русский лубок конца XVIII века

Многие использовали различные магические приемы, в том числе советы ворожей и заговоры, для увеличения храбрости и мощи. В одном из русских старинных лечебников историк А. Грунтовский нашел вот такой совет: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори».
Разгул боёв начинался обычно во время Масленицы.

Виктор Васнецов Кулачный бой. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова".

Кулачный бой

Так во все бывало времена -
Без сражений жизнь казалась скучной,
Мужикам всегда нужна война,
Если не война, то хоть "войнушка".

На Руси народною борьбой,
Лучшей молодецкою забавой
Слыл всегда лихой кулачный бой,
Проводимый с соблюденьем правил.

Правил было в общем-то не много:
Драться можно лишь на кулаках,
Бить "лежачих" запрещалось строго
И не наносить ударов в пах.

Нет, не из корысти или мести
Мужики встречались там в бою,
Бились благородно, честь по чести,
Чтобы удаль показать свою.

Федор Солнцев Кулачный бой. 1836 г.

Виды

Кулачные бои в России могли проходить на кулаках или на палках, но чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бои на кулаках проводились обычно тремя способами: «сам на сам», «стенка на стенку» и «сцеплялка – свалка».

Иван Билибин Иллюстрация к "Песня про купца Калашникова" 1938 г.

«Сам на сам» был самым почитаемым видом боя, он мог организовываться специальным человеком, а мог быть и стихийным. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность проходила обычно во время ярмарок и праздников, там, где собирался народ. Иногда такие поединки при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле» и был упразднен после смерти Ивана Грозного. М.Ю.Лермонтов описал один из таких боев в своей «Песне о купце Калашникове».

Михаил Малышев "И опричник молодой застонал слегка, закачался… упал замертво…" Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова". Рисунок XIX века

«Стенка на стенку» был самым распространённым видом кулачного боя. При битве «стенка на стенку» бойцы выстраивались в один ряд и должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. У каждой «стенки» был свой руководитель, его называли «вожак», «атаман», «боевой староста» или «предводитель». Он обычно определял тактику боя и подбадривал участников.
В бою использовались различного рода тактические приемы, известные на войне. «Кулачники» держали фронт, шли «клином-свиньей», меняли бойцов рядами, отступали в засаду и т.п. У каждой «стенки» были бойцы «надёжи», которые обычно разрывали строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надёжу» внутрь, где его уже ждали опытные мастера боя «сам на сам», и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Бой кончался при прорыве стенки противника и бегстве «врага».

Вячеслав Морокин Купец Калашников. 1972 г.

«Сцеплялка-свалка» является вторым, самым древним видом кулачного боя. Его часто называли – «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Участник выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Здесь участник дрался каждый сам за себя и против всех. Историк Н. Разин писал, что при «сцеплялке-свалке» «нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Л.А. Фомичев Песня про купца Калашникова. 1983 г.

Правила

Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил.
Использовали только удары кулаками - «что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой». Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу») и под рёбра («под микитки»). Использовать любое оружие было строго запрещено, кастеты, которые прятали в кулаках, тоже считались оружием, за их использование строго наказывали. Запрещалось также продолжать поединок на земле (борьба в партере).
Правила также гласили: не бить лежачего или присевшего, не хватать за одежду, не наносить удары с тыла (биться только лицом к лицу), не биться по увечному» и «не бить мазку», то есть в случае появления у противника крови необходимо прекратить с ним бой. Но, несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, и бывали даже смертельные исходы.

В.Тараканова Калашников убил Кирибеевича. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова".

Важным моментом правил было то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Это делалось для того, чтобы соблюдать равенство сил сторон.
Бой начинался с прохода бойцов в окружении подростков по деревенской улице на поле битвы. На поле участники становились двумя стенками - командами друг против друга, демонстрируя себя перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя отдельными выкриками. В это время на середине поля дети и подростки устраивали "сцеплялку-свалку", показывая свою готовность к будущим боям.
Затем раздавался крик атамана, за ним рев, свист, крик: "даешь боя" и начинался сам бой. Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия кулачников и давали советы. После боя традиционно устраивалась общая веселая попойка всех участников.

Апполинарий Васнецов Разъезд с кулачного боя. 1900-е г.

Кулачный бой

В зимний праздник в отведенном месте,
Собрался на бой честной народ,
Были здесь и взрослые, и дети,
И простые люди, и "бомонд".

Поначалу, на "затравку" просто
Выбежала в поле ребятня,
И под смех и поощренье взрослых
Разгорелась детская возня.

Несмотря на ветер и мороз,
Постепенно страсти накалились
И уже не в шутку, а всерьёз,
За мальчишек взрослые вступились.

Городской народ и слобода
Стенкой против стенки встали плотно,
Каждая из стенок в три ряда,
В каждом из рядов - бойцов до сотни.

Хоть бойцы азартны и бесстрашны,
Но еще в заминке силачи,
Прежде, чем сцепиться в рукопашной,
Надо им себя разгорячить.

Начал горожанин-пересмешник,
Бойко зачесал он языком,
Выдавая шутки и насмешки,
Вперемешку с сочным матерком.

Слобожанин дал ему по шее,
Ну, а тот - тычком ответил всласть,
Сразу же пришли ряды в движенье,
Сдвинулись и битва понеслась...

Всю картину не окинешь взглядом,
"На грудки" сцепились мужики,
Это сотни поединков сразу,
Лишь мелькают лица, кулаки...

Здесь борьба без жалости и страха,
Потому участник каждый бьет
Своего противника с размаху
В голову, под ребра и в живот.

Кровь из носа, выбитые зубы
И увечья здесь совсем не редки.
Это - ожидаемая грубость,
Битвы неизбежные издержки.

Главная задача поединка -
С поля боя вытеснить "врага",
Разорвать его рядов единство,
Обратить противника в бега.

Каждый из бойцов силен и смел,
И в боях поднаторел, но все же
Самые умелые из всех
Те, кого зовут "боец-надежа".

Держат до поры их про запас,
Берегут на самый крайний случай,
Лишь, когда в сражении стенка сдаст,
В бой вступают лучшие из лучших.

Фёдор-Каланча - задира редкий
(И дана же сила мужику!)
Борода до пояса у Федьки,
Кулаки пудовы - по горшку.

Как пошел крушить он влево-вправо,
Просто любо-дорого смотреть,
Для него сраженье лишь забава,
Право слово - истинный медведь...

Что за развеселая потеха
Наблюдать лихой "стеношный" бой,
Сколько криков, свиста, взрывов смеха
Меж толпы, следящей за борьбой!

Наконец, бойцы угомонились,
(слабожанам в схватке повезло)
Сразу же "враги" и помирились
Без обиды и не помня зло.

Снегом лица потные обмыли,
Бой повспоминали - что, да как,
Дружно самокрутки посмолили
И толпой направились в кабак...

Дмитрий Холин Зимняя забава. Кулачный бой. 2007 г.

Послесловие

Историки пишут, что кулачные бои воспитывали у мужчин такие необходимые качества, как выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в таком бое считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках и нашли свое отражение в песнях и былинах.
В «Повести временных лет» рассказывается история Кожемяки, убившего перед поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого победившего и самого печенега.
В литературе тоже встречаются описания кулачных боев. Тот же Лермонтов в «Песне про купца Калашникова» описывает кулачный поединок между любимым опричником царя Ивана Грозного Кирибеевичем и купцом Калашниковым, который победил, отстояв честь жены, оскорблённую опричником, но был казнён. Сергей Тимофеевич Аксаков описал в «Рассказе о студенческой жизни» увиденные им кулачные бои на льду озера Кабан в Казани, а Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» описал кулачный бой, который видел в Нижнем Новгороде.

Иван Елусов Кулачный бой. 2007 г.

Источники - Википедия и сайт Российского этнографического музея.


Кулачные бои на Руси в Масленицу

Кулачные бои устраивались зимой в период святок на масленицу и иногда в Семик. При этом предпочтение отдавалось масленице, разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество. Команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников. Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села, «монастырские» крестьяне с помещичьими и т. д. Кулачные бои готовились заранее: команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов. Кроме того, была необходима моральная и физическая подготовка бойцов. Мужики и парни парились в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали силу и смелость.

Некоторые участники прибегали к различного рода магическим приемам для увеличения бойцовской храбрости и мощи. Так, например, в одном из русских старинных лечебников содержится следующий совет: «Убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори». Обеспечить победу в кулачном бою старались и с помощью заговора, полученного от колдуна: «Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к Окиян-морю, и на том святом Окияне-море стоит стар мастер муж, и у того святого Окияна-моря сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер муж своим булатным топором сырой дуб, и как с того сырого дуба щепа летит, так же бы и от меня валился на сыру землю борец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь! Аминь! Аминь! И тем моим словам ключ в море, замок на небе, отныне и до века». Кулачные бои в России могли проходить не только на кулаках, но и на палках, при этом чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар.

Бой на кулаках мог проводиться в двух вариантах: «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

При битве «стенка на стенку» бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Это был бой, в котором использовались различного рода тактические военные приемы. Бойцы держали фронт, шли клином — «свиньей», меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т. п. Бой кончался прорывом «стенки» противника и бегством врагов. Принято считать, что этот тип кулачного боя оформился не ранее XVIII в.

При битве «сцеплялка-свалка» каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил, к которым относились следующие: «не бить лежачего», «не биться по-увечному», «мазку не бить», то есть в случае появления у противника крови заканчивать с ним бой. Нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу. Важным моментом кулачного боя было и то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли на поле парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины — «сильные бойцы». Такой порядок поддерживал равенство сторон. Бой начинался с прохода главных бойцов, то есть парней и мужиков, в окружении подростков по деревенской улице к выбранному месту боя. На поле парни становились двумя «стенками» -командами друг против друга, демонстрируя свои силы перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя соответствующими выкриками. В это время на середине поля подростки устраивали «сцеплялку-свалку», готовясь к будущим боям. Затем раздавался клич атамана, за ним общий рев, свист, крик: «Даешь боя», и начинался бой. Наиболее сильные бойцы включались в битву уже в самом конце. Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия молодых, давали советы тем, кто еще не вступил в бой. Завершался бой бегством противника с поля и общей веселой попойкой участвовавших в нем парней и мужиков. Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков.

Подробное описание битв «добрых молодцов кулашных бойцов» дали иностранцы, побывавшие в Московии в XVI—XVII вв. Кулачные бои воспитывали у мужчин выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в них считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках, передавались из уст в уста, нашли свое отражение в удалых песнях, былинах:

Да съехались оны с копьями —
Только копья-ты в кольцах попригнулисе.
Да съехались богатыри палками —
Только палки по щербням отвернулисе.
Соскочили они со добрых коней,
Да схватились оны на рукопашный бой.

Как известно, сейчас идет масленичная неделя, которая подразумевает массу разных веселых традиций. Если большинство из них понятны и доступны даже детям, то другие со временем ушли на задний план. Сегодня по просьбе FURFUR автор журнала Interes Олег Уппит вспоминает главное мужское развлечение на Масленицу - кулачные бои.

Традиционный русский кулачный бой

Дрались, понятное дело, все, всегда и везде. По тем или иным причинам. Так или иначе. Восточные боевые искусства становились частью «пути самосовершенствования», индейцы Центральной Америки устраивали ритуальные поединки, а греки придумали Олимпийские игры - посвященные богам, но служившие и отличным развлечением для множества зрителей, собиравшихся раз в четыре года в городке Олимпия. Наши предки от других не отставали.

«Правила маркиза Квинсберри», появившиеся в 1865 году и регламентировавшие поведение боксеров, очень схожи с органично резвившимися на Руси правилами кулачного боя, сформировавшимися двумя-тремя веками ранее.

По-английски бытовавший на Руси кулачный бой недаром называется Russian fist fight - это действительно базовое местное «боевое искусство». По уровню сложности кулачный бой стоит на одной планке с другими народными мордобойными дисциплинами, не перегруженными излишней тонкостью техник. Находясь где-то посередине между французским саватом и ирландским боксом, он, тем не менее, незаслуженно находится на периферии внимания людей, интересующихся техниками боя и самозащиты. Может быть, виной тому - разрыв традиции, возможно - тренды, выведшие на первый план сначала восточные дисциплины, затем капоэйру, а теперь - английский бокс.

История русских кулачных боев

Первое упоминание о русском кулачном бое мы можем найти в «Повести временных лет». Нестор пишет: «Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела» - в общем, критикует.

Читая это, следует понимать, что, уходя своими корнями к дохристианской культурной традиции, кулачные бои и не могли бы ожидать иного отношения от православного летописца.

О происхождении кулачного боя и его возможном ритуальном значении для древних славян мы не знаем и не можем знать по этим же причинам. Тем не менее, о развитии кулачного боя с XI по XX век есть достаточно как исторических, так и художественных свидетельств - стихов и народных песен, указов запрещавших бои, и полицейских протоколов, записей очевидцев и этнографов, по которым мы можем судить и о правилах поединков и о порядке проведения боев.

1. Праздник Троицы вблизи Царёва городища, 1900. 2. Михаил Песков «Кулачный бой
при Иване IV». 3. Бои «Стенка на стенку». 4. Современные кулачные бои.

Так, например, Назимов в своих воспоминаниях рассказывает: «Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более что многие значительные в городе люди, поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10–15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30–40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек».

А Лебедев статье для журнала «Русская старина» пишет: «Это совсем не была драка, ссора, вражда или что-либо подобное, а нечто вроде игрища. Между тем удары наносились серьезно, причиняли ушибы и даже смерть. Кулачные бои существуют во многих странах, но всюду они носят характер или состязательный - единоличный, как, например, бокс в Англии, или поединка, что было и у нас в допетровской Руси; но в том виде, какой они имеют в России, - в виде состязания огромных сборищ толпы, одна с другою, этого нигде и никогда не было. Удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в таком своеобразном игрище.

О кулачных боях очень мало сведений, и напрасно станем искать их в истории или пособиях и монографиях; известия о них можно найти только в поучениях церковных и в мемуарах. А между тем о “кулачных боях” было немало правительственных распоряжений, и приходилось даже бороться с этого рода “спортом”».

Обычно кулачные бои приходились на большие праздники, летом проводились на улицах или площадях, а зимой на льду замерзших рек и озёр - там всегда было достаточно места. Кулачные бои не были чисто «региональным» развлечением. В Москве проходили бои на Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге - на льду Невы и Фонтанки.

«Кулачный бой»

В. Васнецов

Бои сопровождались гуляниями, к месту стычек собирались зрители, а с ними и коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бои, проходившие с попустительства или даже в присутствии представителей дворянства (например, граф Орлов был «большим охотником до кулачного бою»), могли сопровождаться цыганскими оркестрами и даже небольшими фейерверками.

Конечно, регулярно случались и спонтанные стычки, когда что-то не могли поделить две улицы или две берега реки. Ну, или давно уже не могли поделить, но лишь периодически вспоминали об этом.


Три основных категории боя

1 САМ НА САМ

Частные поединки один на один, по своей форме близкие к традиционному английскому боксу, но более безопасные. Было необходимо соблюдение правил, не позволявших участникам поединка скатываться в беспорядочную свалку и ограничивавших их в применении нечестных приемов и опасных ударов и захватов. В поединке должен быть победитель, но и побежденный должен остаться достаточно функциональным для того, чтобы жить дальше. Хотя так бывало не всегда, все зависело от ситуации - например, купец Калашников, про которого писал Лермонтов, отделал своего оппонента до смерти. Впрочем, у него и не было другого выхода, а победа того стоила.


Иллюстрация к произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»

Из «сам на сам» следует выделить поединок «удар на удар»: участники, стоя на месте, обмениваются ударами, очередность которых определяется по жребию. Уклоняться от ударов запрещалось, допустимы были только блоки. Бой завершался, когда один из соперников был сбит с ног или сдавался.

Частные поединки бытовали и среди дворянства, хотя в этой среде предпочтение отдавалось все же вооруженным «дуэлям».

2 ПОЛЕ

Судебные бои, когда поединок происходил между истцом и ответчиком или их представителями, «договорными бойцами».

3 МАССОВЫЕ БОИ

Массовые бои делились на два типа

1 ЦЕПНОЙ БОЙ, ИЛИ «СЦЕПЛЯЛКА-СВАЛКА»

Все дрались против всех. Такой бой являлся самой древней и наиболее опасной разновидностью. Здесь правила якобы действовали, но кто мог уследить там за их выполнением? По своему характеру «сцеплялка-свалка» напоминала современный околофутбольный fair-play – выбрал противника по силе, победил, перешел к следующему.

2 СТЕНОШНЫЙ БОЙ, ИЛИ «СТЕНКА НА СТЕНКУ»

Это то, с чем сейчас ассоциируются традиционные кулачные бои - самый зрелищный и знаменитый вид русского кулачного боя.

Отступившие перегруппировывались, меняли бойцов и после передышки вновь вступали в бой, до тех пор пока одна из сторон не одерживала окончательную победу.

Название «стеношный» происходит от принятого в таких столкновениях боевого порядка - стороны выстраивались друг против друга в плотную линию, состоявшую из нескольких рядов, и шли на стенку противника с целью прорвать её и обратить врага в бегство.

Подготовка к бою

Время и место проведения битвы выбирали заранее, противоборствующие стороны, стенки, назначали вожаков - воевод и оговаривали конкретные правила. Предводителя стенки в разных местах называли по разному: башлык, голова, староста, боевой староста, старый чоловик.

Накануне боя вожак вместе с представителями своей стенки разрабатывал план предстоящего боя: выделял сильнейших и более опытных бойцов и распределял их по местам вдоль всей стены для руководства отдельными группами, составлявшими боевую линию стены. При подготовке также назначались резервные бойцы для проведения решающих атак и выделялись особые группы для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного противника. Во время боя руководители сторон не только непосредственно участвовали в нем, но и подбадривали своих бойцов и на ходу корректировали тактику.


У П. П. Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка своим бойцам: «Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли. “Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано”».

За время, оставшееся до схватки, участники готовились к ней - ели больше мяса и хлеба, чаще парились в бане. Бытовали и «магические» способы подготовки. Так в одном из древних лечебников даётся рекомендация: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори».

Бытовали и совсем «магические» обряды - например, «ломание» (что-то вроде ритуального танца) перед боем, напоминающее движения медведя, культ которого существовал в древней Руси.

Перед началом схватки бойцы торжественно проходили по улицам. Придя на назначенное место, выстраивались в стенки в три-четыре ряда в зависимости от количества участников и начинали задирать оппонентов криками и жестами. В это время мальчишки, представлявшие стенки, сходились между ними в «свалку-сцеплялку». Когда все участники были уже достаточно раззадорены, вожаки команд выкрикивали «Даешь боя!» и стенки сходились.

Правила

Существовали ограничения, распространявшиеся также на бои «сам на сам»:

  1. Запрещалось бить упавшего, присевшего (присевший считался сдавшимся) или отступающего противника, а также противника, не имеющего возможности самостоятельно остановить кровь («мазку не бьют») или получившего серьезное увечье. Бой следовало вести лицом к лицу - нападать сбоку или, тем более, со спины категорически запрещалось («с крыла, в зашей, в тыл не бить»). Также нельзя было хватать за одежду, удары следовало наносить выше пояса, категорически запрещалось любое оружие. За кусочек свинца, припрятанный в рукавице, виновника ожидало суровое наказание.
  2. Бой велся строго кулаками, источники говорят об использовании ударов трех типов, соответствующих ударным поверхностям оружия:
  • удар костяшками, который трактовался как укол оружием;
  • основанием кулака, что соответствовало дробящему или рубящему удару;
  • головками фаланг пальцев, как удар обухом.

Наиболее распространены были удары в голову, в солнечное сплетение («в душу») и под ребра («под микитки»). Допускались толчки плечами или двумя руками.

Обязательное обмундирование участников включало толстые шапки и меховые рукавицы, смягчающие удар. Ровинский в своей книге «Русские народные картинки», вышедшей в 1900 году пишет: «Перед боем привозили целыми возами кожаныя рукавицы; сбирались партиями фабричные с разных фабрик, целовальники и мясники; случались охотники из купцов, в меховых шубах и даже из господ. Вся орава разделялась надвое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали, в небольших боях, - “заводные” один на один, потом шли все остальные стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить противная стена».

Ход боя

Бой проходил в три этапа: сначала сходились подростки, представляющие противоборствующие стороны, вслед за ними к схватке присоединялись неженатые юноши, а последними вступали в бой и взрослые мужчины. Иногда эти этапы были разделены между собой – мальчики закончили, сошлись юноши, а иногда бой не прерывался, просто участники входили в стенку постепенно.

Назимов пишет: «И так дело начиналось застрельщиками-мальчишками, которые, галдя и дразня противную сторону, выскакивали одиночками, наносили один другому удары, сшибали с ног и опять убегали “к своим”. Отдельные столкновения учащались, уже группами, с гиком и ораньем нападали одни на других. “Стенки” сходились, и со страшным гулом, свистом, криками, как прорвавший плотину поток, стремительно бросалась “стенка на стенку” - начинался настоящий бой».

Схватка велась на вытеснение противника с «поля боя» или на разрыв его стенки. Применялись различные тактики, вынесенные из военного опыта: атака клином-«свиньей», замена бойцов первого и третьего рядов и различные маневры. Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описывает кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями <…> выдвинут из своей “стенки” против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»



Важной категорией бойцов были надежды - мощные ребята, разрывавшие стенку противника. Часто надежду впускали, разомкнув стенку, и оставляли наедине с мастерами боя один на один, что по всей видимости было достаточно действенной тактикой.

Кулачные бои сегодня

Несмотря на борьбу властей с кулачными боями, на порицание их церковью и даже законодательные запреты, окончательно задавить эту традицию не смогла даже советская власть. Так, кинохроника 1954 года показывает (с непременным неодобрением) кулачный бой в селе Купля в Рязанской области. Упоминание об этих кадрах нашел Б. В. Горбунов, а сама кинохроника была найдена А. С. Тедорадзе и
И. А. Бучневым:

Одних из последних живых носителей традиции удалось отыскать в конце девяностых годов прошлого века в селе Атаманов Угол Тамбовской области. Смотря на этих крепких старичков, не так уж сложно представить, каковы были стенки времен их молодости.

Нынешние загородные бойцовские клубы и околофутбольные стычки тоже вполне можно, хоть и с натяжкой, отнести к продолжению этой традиции. Поэтому мы завершим статью еще одной цитатой из Лебедева:

«Все, что можно сказать в заключение изложеннаго, это привести слова летописца: “...земля наша велика...” и т. д. и прибавить, что кулачные бои пережили все законы и сохранились, - для интеллигенции они приняли вид атлетической борьбы, на сценах - как платное зрелище, а в самом народе продолжаются невозбранно и повсюдно, не минуя и столиц, где они по-видимому должны бы стать анахронизмом; и практикуется то в тех же видах и сценах, как в седой старине, разве только не так часто и не в таких грандиозных размерах».

Кулачные бои на Масленицу – одна из главных традиций этого праздника, которая, в буквально смысле слова, развязывает руки мужчинам, предоставляя возможности продемонстрировать всем свою силу и удаль. Конечно, в Древней Руси без драки редко обходилось любое веселье, но драка на Масленицу для мужской половины населения была практически делом чести.

Кулачные бои существуют в традициях многих стран мира. Однако только на Руси они носят ритуальный характер состязаний большого количества народа, которые стирают грани между игрой и реальностью. К началу кулачных боев мужчины готовились очень серьезно. В рацион бойцов накануне состязания включалась жирная калорийная пища, в основном состоявшая из мясных блюд, мужчины парились в банях, а некоторые, по поверьям, даже обращались за магической помощью к знахарям и колдунам. Команды для боя формировались заранее, также, как и определялись правила боя, места для их проведения, выбирались атаманы. Мужская удаль, подогретая недельным масленичным весельем и алкоголем, просилась наружу, находя выход в таких своеобразных игрищах.

Цепные бои или свалки-сцеплялки

Цепные бои или свалки-сцеплялки – этот вид кулачных боев считается наиболее опасной забавой на Масленицу. В его ходе все дрались против всех. Формально, правила, также как и договоренности между противниками, конечно, существовали. На самом же деле в пылу сражения их практически никто не соблюдал. Наибольшее количество травм приходилось именно на последствия цепных боев.

Стенка на стенку

Стенка на стенку считается традиционным русским кулачным боем и самым зрелищным его видом на Масленичной неделе. Две противоборствующие стороны выстраивались в определенном порядке друг напротив друга в несколько рядов. Целью является прорвать оборону противника и заставить его отступить.

Завершались бои, как правило, совместным празднованием победы, чествование героев и полным перемирием противников.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!